В Израиле строят многоэтажные погосты, а миллион египтян вынуждены жить в семейных склепах
Жизнь после смерти и жизнь рядом со смертью. В Израиле и Египте в этой сокровенной, философской сфере происходят изменения, которые многих могут шокировать. Как вы отнесётесь к многоэтажным погостам или трущобах на кладбищах, где вместо хижин - семейные склепы?
Издалека может показаться, что здесь возводят дом, ну, или, к примеру, многоуровневую парковку. Но стоит оглядеться по сторонам, и понимаешь: это старое иерусалимское кладбище не расширяется, а растет…вверх.
В Талмуде сказано: хоронить людей нужно на таком расстоянии, чтобы между могилами можно было поместить кулак. Ну, вот здесь это расстояние чуть больше, наверное, сантиметров тридцать, так, чтобы можно было пройти. Но даже с такой экономией свободной земли на кладбищах Иерусалима, Тель-Авива и Хайфы практически не осталось.
Совсем скоро хоронить придется не в землю, как это делали веками, а в специальные ниши. Или обустраивать могилы на таких ярусных постройках.
"Многим родственникам, конечно, было непросто сразу принять такой необычный способ погребения. Правда, альтернатива пока остается: израильтяне имеют право на бесплатные похороны, но если заплатить, можно самому выбрать конкретный участок. И пока еще есть свободные места", - говорит директор похоронной компании Ханания Шахор.
Хоть и не под землей, зато поближе к Иерусалиму, а не в какой-нибудь пустыне Негев. Лежать здесь, конечно, удовольствие недешевое, но - одобренное раввинами. Обычно консервативные служители культа на этот раз благословили оригинальное решение.
"Главное - это связь покойного с землей. Нигде в Торе не сказано, что нельзя хоронить выше уровня земли. Более того, в иудейской традиции устраивать кладбища на горах. Мы не против захоронений в постройках, главное, чтобы в месте, куда кладут гроб, была земля", - говорит раввин Яков Ружа.
А еще - прекрасный вид на окраину Иерусалима. Архитектор, возводящий кладбищенские высотки, специализируется на отелях, так что, можно не сомневаться, уровень комфорта и для гостей, и для…"постоянных обитателей" будет неземным.
А вот в Египте кладбища уже превратились в города.
Несколько комнат, кровати, кухня, есть даже телевизор. Неплохие условия для трущоб Большого Каира. Один минус: дом Хебы - это обычный склеп в древнем некрополе.
"Здесь похоронен мой дядя со своей женой. Купить жилье в Каире мы не можем: это просто нереально. Своего дома у нас никогда не было. Когда родились дети, мы с мужем переехали в семейный склеп", - говорит Хеба Хассан.
Нищета, безработица и революции привели сюда почти миллион человек. Таблички с именами усопших - словно названия улиц, которым сотни и тысячи лет.
Это царство теней, но теней оживших. Некрополь заселяется активнее остальных районов Каира. И сегодня это место похоже не столько на Город Мертвых, сколько на Город Живых.
В некрополе есть свои лавки и даже небольшой рынок - главный источник трудовых доходов местных жителей. Цветы Софии вянут на прилавке. Эта женщина родилась в Городе Мертвых и в нем же состарилась.
"Живые постоянно спорят, ругаются. То у них войны, то революции - вот, что страшно. А у мертвых - тишина и покой. Мне с ними комфортно", - говорит София Мохаммед Исмаил.
И все же мечта большинства - переехать из склепов в нормальные дома. Политики уже который год обещают расселить это гетто. Но пока Египет приходит в себя после революций, а Город Мертвых продолжает жить. Своей жизнью.