В Израиле работают кризисные центры для женщин, переживших домашнее насилие
Прийти в себя и начать новую жизнь, после того как семейная превратилась в кошмар наяву. Для тех, кто подвергался насилию в родном доме, в Израиле существует так называемое убежище. Государство помогает женщинам в прямом и переносном смысле скрыться от ужасов прошлого.
Примечательно, что в Израиле есть специальные центры не только для пострадавших, но и для тех, от чьих рук они пострадали.
В этом репортаже мы не можем показывать лица наших героев, их имена будут изменены, а про место, в котором мы сейчас снимаем, конкретно можно сказать только две вещи: оно находится в Иерусалиме и называется "Убежище".
Никто из близких не знает, что эти женщины живут здесь. Кто-то с детьми, кто-то - без, но у каждой за спиной - годы домашнего ада. У Адель - это шесть лет брака, который идеальным не казался с первого дня.
"Муж постоянно избивал меня, иногда настолько сильно, что я не могла встать с постели. Я хотела уйти, но он и слышать об этом не хотел. Заявить в полицию я боялась, муж сказал, что в этом случае сразу же убьет меня", - рассказывает Адель.
В этот центр тех, кто всерьез опасается за свою жизнь, направляют социальные службы, которые помогают женщинам переехать в другой город. Ведь почти всех беглянок разыскивают мужья.
"В нашем центре женщины обычно проводят от нескольких месяцев до полугода. Когда долго живешь в атмосфере домашнего насилия, бывает сложно сразу втянуться в нормальную жизнь. Здесь наши пациентки приходят в себя, учатся жить одни, осваиваются в новом городе", - объясняет Мири Бен Шалом-дор, директор реабилитационного центра для женщин.
Все это - за государственный счет. Но только в том случае, если у полиции нет возможности сразу же изолировать мужа-агрессора.
"Пребывание в убежищах бесплатное - это принципиальное условие. Когда женщина уже в состоянии жить за пределами убежища, государство помогает ей снять квартиру и оплачивает аренду в течение года, чтобы пострадавшая могла найти работу и встать на ноги", - говорит Саид Тали, координатор Министерства социального обеспечения Израиля.
К домашним тиранам в Израиле тоже особый подход. Если насилие не связано с тяжелым увечьем или покушением на жизнь, мужчине перед оглашением приговора или во время рассмотрения апелляции судья может дать шанс. Александр уже два месяца находится в специальном центре для тех, кто по отношению к женщинам - не защитник, а нападающий.
"Произошла дома неприятная ситуация. Я поругался со своей подругой. Так произошло, что я дал ей пощечину. В результате этой пощечины у нее два зуба сломалось", - рассказывает Александр.
Конечно, одной пощечиной дело не ограничилось. Похожие истории здесь у каждого. В этих стенах на коллективных занятиях и личных консультациях с психологами все разговоры обычно сводятся к схеме "вспылил - не сдержался - ударил - задержан - раскаиваюсь".
"Сказать по правде, мне полагается сидеть. Я ее, правда, избил. Я уже признался давно, я сидел 8 месяцев. Мне сказали, ты можешь еще два месяца отсидеть и вообще уйти. Но я подумал: иди-знай, какая женщина будет следующей в жизни", - говорит Вадим.
Условия проживания - комфортнее, чем в тюрьме. В свободное время - чтение или рисование, можно выходить в город и пользоваться компьютером. И тоже все на бюджетные деньги. Пребывание здесь - до шести месяцев. Предполагается, что для тех, кто способен осознать ошибку, срок достаточный. У остальных на перевоспитание еще будет время. В местах, не столь отдаленных.