В Третьяковской галерее отмечают 150-летний юбилей Александра Головина
К юбилею мастера в Третьяковской галерее подготовили выставку, которая отображает все грани уникального таланта художника. Ведь Александр Головин был и живописцем, и графиком, и театральным оформителем. А некоторые его работы жители и гости российской столицы могут увидеть буквально на улице.
Когда занавес открывался, зал взрывался овациями. Так зрителей еще до начала спектакля покоряли декорации созданные художником Александром Головиным.
Подобно абсолютному слуху критики отмечали его абсолютное чувство цвета. Красочные симфонии - так называли созвучие сценического пространства и эскизов костюмов, им сочиненных.
Работа Головина со Всеволодом Мейерхольдом над "Маскарадом" - одна из самых знаменитых, костюмы к ней долгое время вообще считались утраченными. Премьера состоялась в феврале 1917 года, и это был последний спектакль царской России.
"Зрители шли, когда уже начиналось волнение, об этом писали современники. Именно так, как конец эпохи, как последний маскарад империи был воспринят этот спектакль", - рассказывает заведующая отделом графики XVIII-XIX веков Ирина Шуманова.
Пошла молва: на постановку потрачена половина городского бюджета, наряды шили в Париже, маски - из золота, а мебель - из дерева ценных пород. И мало кто знал, за внешней роскошью - кропотливый труд художника. Костюмы он мог создавать годами - образ Кармен, например, рождался 10 лет. А в театр пришел, прославившись как декоратор.
"Когда Головина спрашивали, к чему у него наибольшая склонность в искусстве, он говорил: "К сочинению орнамента", - рассказывает научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX - начала XX века Элеонора Пастон.
Он оформлял русский павильон Всемирной выставки в Париже, работал с Дягилевым на "Русских сезонах". Стравинский писал музыку для "Жар-птицы", глядя на его эскизы. И всегда был успех. Станиславский заметил: "Зачарованный вашим гением зал неистовствовал от восторга".
Головина называли главным портным и мебельщиком всех его постановок. Но даже за кулисами уже готовых спектаклей он не прекращал работать как портретист. Один из самых известных - портрет Федора Шаляпина в роли Бориса Годунова.
Театральная слава затмила Головина-станковиста. А он был ярким представителем эпохи Серебряного века. Роза как символ времени и особый знак путешествует по его картинам. Головинские пейзажи и натюрморты сложно с чем-то перепутать. На юбилейной выставке их откроют публике заново.
И только одна работа художника не нуждается в экспонировании. На выставке лишь эскиз. Оригинал уже более века украшает фасад одной из московских гостиниц.