«Народная экономика» узнала, куда делись копейки с ценников в Грозном
Виртуальная мелочь. Куда делись копейки с ценников в Грозном - подробности в "Народной экономике", но сначала новости.
Личные данные граждан без их согласия не передавать. Сахалинские прокуроры создали правовой прецедент - защитили людей, имеющих долги по коммунальным услугам от коллекторов, получающих на руки их телефоны, адреса, а затем всеми доступными способами пытающимися взыскать деньги. Прокуратура привлекла к ответственности одну из местных управляющих компаний, которая передала по агентскому договору право коллекторам на "юридические и иные действия по взысканию долгов". Вместе с реестром должников с указанием их персональных данных. Граждане, как выяснилось, были не в курсе. И теперь управдомам грозят штрафы по кодексу об административных нарушениях, в частности, за нарушения хранения, использования и распространения личной информации. Практика передачи коммунальных долгов уже разошлась по стране. В условиях растущих неплатежей коммунальщикам эксперты, с одной стороны, оправдывают управляющие компании, пытающихся собрать долги. Но с другой отмечают, что правила игры коллекторов законодательно не прописаны - в Госдуме есть документ, ограничивающий возможности профессиональных сборщиков. Но многие его статьи вызывают бурные дискуссии.
Плюс 60% к интернет-торговле. Эксперты посчитали рост виртуальных покупок россиян за год. При этом доля пользователей Интернета все еще не имеющих подобного опыта сократилась с 40 до 23%. Среди жителей Москвы и Петербурга таких и вовсе 10%. Электроника, мобильные телефоны лидируют в списке онлайн приобретений. И, к слову, через эти устройства все чаще оплачивают последующие покупки, в том числе одежды, товаров для красоты и здоровья, а также крупной бытовой техники. Причем, прежде чем что-то купить, 40% россиян мониторят социальные сети - ищут отзывы, скидки от интересующих их компаний. И по этому показателю российские покупатели опережают и американских, и европейских. А вот в чем мы им уступаем - в планировании расходов. Российские потребители, по словам экспертов, склонны к импульсным покупкам. И это одна из помех для более резкого роста виртуальной торговли.
А в столице Чеченской республики в реальной торговле мелочь стала виртуальной. На ценниках все округляется до рубля, что поддерживают и продавцы и покупатели. Спор, который не первый год идет среди финансистов - нужна ли копейка, там разрешился сам собой.
Колбасы и печенье, сыры и сахар, мясо и овощи - тысячи наименований продукции и ни одного ценника с копейками. Такая картина в любом магазине. Седа Израилова в торговле уже более сорока лет и не помнит, чтобы копейки были в обороте даже после "реанимации" 1998 года, когда их снова стали чеканить.
"Считать эти копейки и люди сами не хотят. Копейка, она, конечно, рубль бережет, как говорится. Но раньше хоть за копейку можно было купить коробку спичек, а сейчас ну что купишь за эти копейки", - говорит товаровед Седа Израилова.
На один рубль в Грозном дадут две жвачки или пару коробков тех же спичек. А при взвешивании продуктов всегда применяют одно неизменное правило: больше 50 копеек округляются до рубля в пользу продавца, меньше - в пользу покупателя
"Нет у нас дома копеек. Есть копилка, но копеек нет", - рассказывает Яхита Шамилова.
Общественный транспорт, кафе и рестораны, рынки - копеек нет нигде. Для многих регионов Северного Кавказа споры последних нескольких лет о том, нужно ли их вообще чеканить мелочь, не актуальны. Мелкие монеты давно стали воспоминанием о "старом добром прошлом".
"Даже есть такое выражение: ни копейки не получишь - это было самым страшным приговором", - вспоминает Валид Генаев.
В крупнейшем центре Грозного по приему платежей за ЖКХ говорят, иногда не хватает даже рублей. А здесь монеты нужны как ни в одном другом учреждении: ведь тарифы за коммунальные услуги формируются с учетом копеек. Но поскольку их нет ни у плательщика, ни в кассе, нашли простой выход.
"Они просто остаются виртуальными. Эти виртуальные деньги либо предоплатой, либо долгом остаются у человека. И в перспективе ущерба нет ни одной из сторон ни в одной копейке", - поясняет начальник абонентского отдела единого расчетно-кассового центра Грозного Магомед Демильханов.
По сути, копейками сейчас оперируют только банки: да и то в безналичных расчетах. Здесь говорят, что готовы и принимать их мешками, и выдавать в нужном количестве, были бы только востребованы.
"Насколько мне известно, нет такой товарной группы, которую можно было бы купить за пять копеек или копейку. Такая же тенденция и вообще в Российской Федерации. Учитывая, что цены растут, плановая инфляция присутствует, соответственно, спроса нет на эти монеты", - говорит заместитель директора Чеченского регионального филиала ОАО "Россельхозбанк" Артур Эсимбаев.
Впрочем, виной не только рост цен, но и местный менталитет, многие считают неприличным брать сдачу в несколько рублей. И разменной монетой стали пять рублей, а то и бумажные купюры.
Деньги по залог чемоданов с драгоценностями. В Праге все желающие могут посмотреть на камни, махинации с которыми подорвали доверие чешских банков к подобным залогам. История из середины 90-х стоила кредиторам 20 миллиардов крон - сотни миллионов евро. Дело в том, что камни, которые выдавали за драгоценные, годятся лишь для дешевой бижутерии. И как только заемщики перестали платить по долгам, у банков оказался никому не нужный товар.
"Здесь у нас рубины и изумруды. Но к сожалению, их качество очень низкое. Если вы посмотрите на эти камни, то увидите: что они неправильного цвета, у них нет той чистоты. Вряд ли бы кто-то хотел бы их иметь в своей шкатулке, - говорит эксперт по драгоценным камням Милош Рамота. - К примеру, цена этих двух чемоданчиков согласно заключению эксперта была 400 миллионов. На самом деле - их красная цена 100 тысяч крон".
Интересно, что виновных в этой истории не нашли. Сотрудники банков собственной экспертизы не проводили, верили приложенным документам. А заемщики, в свою очередь, заявили, что тоже документам верили и приобретали простенькие самоцветы по цене драгоценных. Прошло 20 лет, но чешские кредиторы сегодня и под брильянты денег не дадут.