Уникальные реставрационные работы идут в Преображенской церкви белорусского Полоцка
Мастера слой за слоем бережно снимают более поздние росписи, чтобы открыть фрески XII века.
Свитки в Полоцкой художественной галерее называют сокровищем. Скоро они будут перенесены на новую основу и предстанут вот в таком виде, имитируя фрагменты стен храма. У специалистов появилась уникальная возможность исследовать одни и те же сюжеты, одни и те же изображения святых, но созданные в разное время.
"У нас представлена композиция с изображением пророка Арона конца XVIII начала XIX века. При сравнительном анализе этих двух композиций можно говорить и о культуре времени, о каких-то определенных вкусах и в плане цвета, и изобразительном моменте, и отношения к религии", - рассказывает заведующая филиалом "Художественная галерея" Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника Лариса Лысенко.
Благодаря уникальной российской технологии удалось не просто открыть древние фрески, но и сохранить более позднюю роспись. Суть ноу-хау вот в чем: на лицевую сторону наносят органический клей - основу. Затем размягченный специальными компрессами красочный слой отделяют от стены. На снятый фрагмент снова наносят слой клея, но уже с тыльной стороны. На финальном этапе слой органического клея удаляется теплой водой, не повреждая живопись. Работа почти ювелирная.
"Самый большой фрагмент, который нам удалось снять, это 7 кв метров единовременно. Это значит: стоят три художника-реставратора и одновременно подрезают эту живопись, расслаивают, расслаивают, двигаются-двигаются-двигаются", - объясняет научный руководитель по реставрации живописи Спасо-Преображенского храма Юрий Малиновский.
Сейчас в церкви Преображения ведутся реставрационные работы. Здесь работают реставраторы из Москвы и из Минска. Их стараниями фрески XII столетия раскрыты уже в центральной части храма, в боковых нефах и в алтарной части.
Реставрация храма длится больше 20 лет. Осталось совсем чуть-чуть.
Вот граница двух эпох: с одной стороны - открытые фрески XII века, с другой - масляная живопись XIX столетия. Этот фрагмент с изображением ветхозаветных пророков - последний участок реставрационных работ.
Спасская церковь уникальна. Нет в Белоруссии другого храма, где бы фресковая живопись XII века сохранилась почти в первозданном виде. И строительство и роспись велись под руководством самой Евфросинии. Она - одна из самых почитаемых православной церковью святых.
"Святая Евфросиния жила в этом храме, здесь отобразилась вся ее жизнь. Она молилась божьим угодникам, которые изображены на стенах этого храма. XII век - это история всей нашей Руси, не только нашей обители, но и всей святой Руси", - отмечает инокиня Спасо-Евфросиньевского женского монастыря Ольга.
Пока с наступлением холодной погоды реставрационные работы приостановлены. Возобновятся в следующем сезоне. И когда роспись восстановят в первозданном виде, мощи Евфросинии перенесут в Спасский храм.