Единственная дорога в маленькую костромскую деревню оказалась на частной земле
Отрезанными от большой земли островитянами на Восточно-Европейской равнине ощутили себя жители маленькой деревушки в Костромской области. Земля, по которой к ним шла единственная дорога, перешла в частные руки. Поднялись высокие заборы, грунтовку перегородили пропускные пункты. Среди сельчан есть и инвалид первой группы, который отшельником точно жить не может.
Въезд в деревню Башки - как на секретный объект. На пути - массивные ворота с камерами видеонаблюдения, территорию патрулируют охранники. Жителям окрестных сел здесь, похоже, не рады - у Зои Королeвой в деревне живет брат, но проехать туда ей не разрешают.
За ограждением - теперь частная территория. А до недавнего времени, говорят люди, грунтовка, проходящая по этой земле, считалась дорогой общего пользования. И другого пути в Башки нет.
Летом в деревне живут несколько семей, на зиму остается только инвалид первой группы Александр Королeв. Его дом оказался аж за двумя заборами. Внутрь периметра пропускают работников социальной службы - они приносят старику лекарства, да раз в неделю позволяют передать сумки с продуктами от родственников.
Этот забор появился два года назад - новый собственник отгородил свой участок от деревни. И получилось, что дома остальных жителей оказались по ту сторону забора, а единственная дорога, по которой можно проехать в Башки, на частной территории.
Владелец земли, который свой участок называет не иначе как поместьем, ничего странного в таком пропускном режиме не видит. За эту землю, говорит Сергей Будырин, он заплатил большие деньги. А соседям, которые уже два года ходят по его территории он не раз предлагал помочь с переездом.
"Выкуп предлагал дома и земельного участка, предлагал построить дом для отца господина Королeва. И третий вариант - предлагал зафиксировать определенную сумму, чтобы отправить господина Королeва в лечебное учреждение", - говорит собственник земельного участка Сергей Будырин.
Как получилось, что жители деревни оказались фактически в режимной зоне, теперь разбирается прокуратура. В местной администрации уверяют: ни в одном документе дорога не числилась.
"Дорога там не проходила, имелся подъезд к деревне Башки, он нигде не закоординирован. Местоположение его не определено. Поэтому с тем, что была дорога продана, мы не согласны", - говорит заместитель главы Кадыйского района, начальник отдела по экономике, земельными имущественным отношениям Юлия Игумнова.
Прокуроры в свою очередь уверены, что чиновники лукавят. В доказательство показывают документы, согласно которым, на расчистку того самого подъезда к Башкам прошлой зимой, например, выделялись деньги из местного бюджета.
"Любая дорога общего пользования не может быть продана. Она должна была остаться в собственности Кадыйского муниципального района, и она отчуждению не подлежит", - заявил прокурор Кадыйского района Костромской области Олег Дурягин.
К расследованию дела о продаже земельного участка подключился и Следственный комитет. Если выяснится, что чиновники превысили свои полномочия, им грозит уголовная ответственность. На днях районный суд уже вынес решение, согласно которому подъезд к населенному пункту местная администрация обязана или сделать заново, или отыскать наконец, в документах координаты потерянной дороги. А жители надеются, что когда-нибудь и пропускной режим в деревне все-таки отменят.