В Москве открылась выставка работ скандального художника Д. Херста
Появилась уникальная возможность проникнуть в загадочный внутренний мир скандального британского художника. В Москве открылась выставка подчас весьма необычных предметов, которые сам Хёрс считает произведениями искусства.
Один из самых продаваемых современных художников, британец Дэмьен Херст, отправил в Россию то, что сам считает бесценным - личную коллекцию произведений искусства. Он собирал ее долгие годы и выставлял лишь дважды: в Лондоне и в Турине. Москва - третий город, с которым он поделился своими сокровищами.
"Херст - один из самых обсуждаемых художников современности, это великий провокатор, гений, один из самых дорогих художников мира. Человек, который каждым своим жестом вот уже 20 лет будоражит весь мир", - говорит директор Мультимедиа Арт-музея Ольга Свиблова.
Самой известной его работой стал платиновый череп, инкрустированный 8,5 тысячами бриллиантов. Скульптура "За любовь господа" была продана по рекордной для живущего автора цене - 100 миллионов долларов. Работы, купленные самим Херстом, не такие дорогие, но позволят проникнуть во внутренний мир художника. Автопортрет живописца Френсиса Бэкона, например, висит у коллекционера в спальне вместе с "Мужчиной в синем" - еще одной работой британца.
"Дэмьен как-то сказал мне, когда я смотрю телевизор, лежа на кровати, я могу повернуться и взглянуть на Бэкона - и почти всегда он оказывается интересней того, что идет по ящику", - расссказывает куратор выставки "Свобода не гениальность" Елена Джеуна.
Каждая из ста привезенных в Москву работ дорога Херсту. Разноцветный стальной слон - с офисного стола художника. На выставке "Свобода не гениальность" коллекционер утверждает - творить может каждый, бросивший вызов стереотипам. Во многих из этих работ он и сам черпал вдохновение.
"В этот аквариум помещены символы Америки, увлеченной баскетболом. Одновременно каждый из этих мячей - это как бы символ Земли. И вот это хрупкое равновесие в любой момент может нарушиться", - говорит Ольга Свиблова.
Идея экспоната в воде так понравилась Херсту, что он и сам решил попробовать. И поместил мертвых акул и коров в аквариум с формалином. Выставил их на всеобщее обозрение и опять шокировал публику. После придумал инсталляцию, в ходе которой погибли почти 9 тысяч бабочек. Зоозащитники устроили скандал, а художник оправдывался - он размышлял о быстротечности жизни.
Напоминание о смерти на каждом шагу. Дэмьен Херст настолько одержим этой темой, что в его коллекции рядом оказываются натюрморт Пабло Пикассо и шелкография Энди Уорхолла. А черепа работы современного мастера из малахита и лазурита, кажется, дают ответ, как рождался знаменитый бриллиантовый шедевр. Того самого черепа на выставке нет. Но есть множества его предшественников в мире искусства. И сотни чучел животных, некогда обитавших на Земле.
"Дэмьен всегда хотел, чтобы музеи современного искусства были так же понятны, как и музеи естественных наук. Ведь там публика получает наслаждение, а в галереях почему-то всегда немного теряется", - говорит Елена Джеуна, куратор выставки "Свобода не гениальность".
Инсталляции из неоновых ламп, автопортрет художницы из сотен сигарет, и самые обыденные предметы, будь то чайники, мусорные баки или матрац, прибитый к стене - теперь это бесспорные произведения искусства, ведь их выбрал сам Дэмьен Херст.