Легендарный музей авиации в Монино справляет юбилей
Когда они встретились, Александр Солдаткин был еще курсантом, который только-только начинал привыкать к небу, а ПЕ-2, знаменитая "пешка", уже прошла всю войну. О тех полетах он может говорить часами. А ведь по сути, чудом остался жив. У самолета барахлил двигатель, мотор то и дело предательски отказывал.
"Чтобы покинуть самолет (тогда катапульт не было), фонарь надо было сбросить, погасить скорость и покинуть. С таким расчетом, чтоб не попасть под винты. Винты могли зарубить", - говорит начальник отдела научно-просветительской работы центрального музея ВВС Алексей Солдаткин.
Выйдя на пенсию и расставшись с небом, с самолетами расстаться он так и не смог. Рассказывает посетителям не только и не столько о технике, сколько о судьбах, которые она перевернула.
От экспоната к экспонату вся история отечественной авиации. АНТ-25. На таком Чкалов совершил беспосадочный перелет из Москвы в США через Северный полюс.
Знаменитый У-2. За стрекочущий звук двигателя его прозвали "швейной машинкой"
И где еще прикоснешься к звездочкам того самого легендарного фюзеляжа? Местами краска уже облупилась, но 62 пятиконечных победы Ивана Кожедуба все-таки уцелели. Крылатые легенды могли бы погибнуть, если бы не музей. А в девяностые спасать приходилось уже его самого. Содержать коллекцию стало просто не на что. Но сегодня тяжелые времена позади.
"Музей сейчас считается одним из ведущих авиационных музеев мира. Посещает его ежегодно 150 тысяч человек. Но это, я считаю, абсолютно не предел", - говорит заведующий центральным музеем ВВС Александр Гончаров.
Музей потрясает своими масштабами. Такой коллекции нет нигде в мире. Две сотни уникальных самолетов и вертолетов, за каждым из которых своя история.
Подвело гиганта то, что он целиком из сосны и березы. В 1922 году "Илью Муромца" сняли с вооружения и бросили в топку. Как ненужный хлам тогда уничтожили всю серию целиком, не оставив ни единого самолета. Спустя полвека он, словно феникс, восстал из пепла.
"Когда стали искать самолет, самолета не нашли. Нашли на одном из ремонтных заводов, на свалке, фрагменты, которые не успели сжечь. Используя вот эти фрагменты, построили самолет "Илья Муромец". Его, наверное, построили лучше, чем в те времена", - рассказывает научный сотрудник центрального музея ВВС Виктор Пиминов.
Здесь и самолеты уже отлетавшие свое, и те, которые только заступили на боевое дежурство. Например, учебно-боевой ЯК-130. На выставке в Ле Бурже он произвел настоящий фурор. И только 3 года назад поступил в российскую армию на вооружение. Наряду с легендами, он занял свое почетное место в музее.