В Москве завершился фестиваль современного танца DanceInversion
Проникнуть в глубокий смысл, не услышав ни единого слова, старались зрители крупного Международного фестиваля современного танца в Москве. Авторы постановок из Австралии, Новой Зеландии, Бразилии и многих других стран хитроумным языком тела говорили с публикой о самых важных на их взгляд проблемах и переживаниях людей.
Таким представил последний танец на Земле новозеландский хореограф Леми Понифазио. Ему привиделись птицы с обрывками видеолент в клювах. А блики в небе - как зеркала, в которых отражаются последствия глобальных катаклизмов.
"В этой стране Океании, где маленькие острова, где современные катастрофы особенно чувствуются и воспринимаются обостренно, они, конечно, позволили себе говорить печально о мире, но с огромной надеждой", - отмечает арт-директор фестиваля Danceinversion Ирина Черномурова.
Высокотехничный танец, где с артистами на сцене в едином ритме движутся проекции света, привезли из Австралии. А вот гости из Бразилии обошлись без спецэффектов. Танец аборигенов под португальскую музыку 13 века - возвращение к истокам латиноамериканской культуры.
Фестиваль современного танца отправился в далекое путешествие по Южному полушарию, а завершился в Северном - балетами Иржи Килиана, хореографа, покорившего Европу. Вот уже три года его постановки осваивают и русские танцовщики.
"Мы не учились на этой пластике , но мы пытаемся ее впитывать. Вот эту свободу, когда все движется автономно, и ты выкручиваешься из каких-то позировок в другие, и вот это все как бисер", - рассказывает солистка балета МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко Анастасия Першенкова.
К этой хореографии воспитанникам классической балетной школы пришлось привыкать. Но результаты превзошли все ожидания. Балеты "Шесть танцев" и "Маленькая смерть" получили театральную премию "Золотая маска", а постановка "Бессонница" - номинант этого года. Нынешняя премьера "Восковые крылья" - четвертый балет мастера на этой сцене.
"Мы уже говорим с танцовщиками на одном языке. Они стали ближе к этой хореографии и эмоционально, и технически. Иржи не смог приехать, но, безусловно, был бы ими очень доволен", - сказал ассистент хореографа Элке Шеперс.
За черно-белой гаммой, минимумом декораций, простотой костюмов и сложностью танцевального рисунка Килиан видит прежде всего человека с его переживаниями. Единственная декорация к премьере "Восковых крыльев" - это гигантское дерево. Его крону опускают на сцену в перевернутом виде. Хореограф ставит мир с ног на голову. И поэтому действие как бы происходит в небесных сферах. "Восковые крылья" напомнят зрителю миф об Икаре, ослушавшемся отца и взлетевшем к Солнцу.
"Это такая красота движения, полета. Тут нельзя говорить о какой-то трагедии, о том, что мы увидим, как растаяли крылья. Вот это ощущение полета, вот этой веры, что он долетит, - это все, конечно, должно ощущаться", - говорит солист балета МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко, народный артист РФ Георги Смилевски.
Философия новозеландцев, бразильский темперамент и австралийская динамика. А энергетика французов тесно переплелась с тайваньской. Диалог культур, идущий на фестивале современного танца, - это картина целого мира последних достижений хореографии.