В школах Владикавказа дети с инвалидностью учатся вместе со здоровыми сверстниками
С успехом проходит такой эксперимент и в местных школах. Родители и педагоги надеются, что подобное образование поможет людям с ограниченными возможностями адаптироваться в обществе и в будущем влиться в обычную жизнь. Огромная польза и для здоровых детей. Помогая одноклассникам, они учатся доброте и взаимовыручке.
Обычный, казалось бы, урок в начальном классе одной из владикавказских школ. Только помимо учителя, объясняющего материал у доски, в кабинете есть еще один преподаватель. Его задача - помогать школьникам индивидуально. Некоторым это необходимо, ведь здесь наравне со всеми обучаются дети с инвалидностью. Они сидят в первом ряду в специальных креслах - восьмилетний Славик и его сверстница с необыкновенным именем Орнэлла. У этих первоклассников диагноз ДЦП, но они оба намерены многого добиться в жизни.
"Если честно, я врачом хочу стать, хочу людям помогать, что-нибудь такое", - делится планами Орнэлла Царикаева.
Наверное это потому, что Орнэлла чувствует, как все стараются помочь ей - ученики после звонка первым делом спешат собрать ее учебники и тетради, а потом вместе чуть ли не наперегонки с педагогом, но очень бережно, берутся за инвалидные кресла одноклассников, чтобы отвезти их на следующий урок.
Такая система обучения называется "инклюзивное образование". Дети с разными потребностями и возможностями занимаются вместе. Сам термин пришел из Европы, первые учебные учреждения открылись в России еще в начале 90-х. Но до сих пор для многих в новинку. Разузнать, когда же такие школы появились во Владикавказе, взялась непоседа Орнэлла, воодушевленная появлением журналистов.
Родители говорят: вначале, конечно, было непросто и детям здоровым, и детям с инвалидностью. Пришлось, помимо прочего, еще и учиться быть внимательными друг к другу. Но в итоге такое совместное образование пошло на пользу всем.
"Я вижу изменения в лучшую сторону. Если она в садике была немножко вредной, то сейчас стала немножко добрее. Уже понимает, как помочь ребенку ее возраста, который немножко слабее ее", - рассказывает Альбина Гагиева.
У особенных детишек есть отдельные кабинеты для внешкольных занятий. Здесь они могут заниматься после уроков, чтобы не задерживать весь класс, если чего-то не понял. Там же они проходят и дошкольную подготовку.
В этой школе с инклюзивным образованием есть специальный коррекционный класс, где дети с инвалидностью проходят дошкольную адаптацию. Ведь просто поместить особенных детей на занятия к обычным невозможно - это большой стресс и для одних и для других.
Но идеальный вариант для особенных детей, говорят педагоги, это начинать инклюзивное образование еще раньше. В этом детском саду наравне с обычными детьми принимают малышей с нарушениями слуха, развития речи, опорно-двигательного аппарата. Результат видят и воспитатели и родители. Уже решено, что в следующем году инклюзивных групп здесь станет больше.