Многие жители Латвии преимущества центрального отопления в этом году не почувствовали из-за долгов
Как батареи в домах Москвы реагируют на изменения погоды, зачем латвийским многоэтажкам совесть, и почему кошельки в Японии бегут от владельцев - все это в "Народной экономике"! Но сначала новости из российского министерства финансов.
Ограничения будут, но не с 1-го января. В Минфине рассказали, как идет согласование законопроекта, запрещающего оплачивать наличными покупки свыше 600 тысяч рублей. Сроки вступления в силу этой нормы, похоже, отодвинут на несколько месяцев. Вопрос: кто будет ловить нарушителей? А при расчетах бумажными деньгами сверх лимита законопроект предлагает штрафовать продавцов на всю сумму превышения. Статистика Центробанка, тем временем, подтверждает привязанность россиян к наличным. Владельцы карт предпочитают снимать через банкоматы почти все, что перечисляет им работодатель. За первые полгода в кошельки таким образом перекочевали около 10 триллионов рублей. В то время как картами оплачено товаров на 2 триллиона.
Умная техника экономит энергию, а заодно и деньги жильцов многоэтажек. Столичные власти проводят эксперимент по установке автоматизированных узлов учета тепла - до конца года три сотни домов будут подключены к системе. Причем, не за счет москвичей - за счет инвесторов, которые рассчитывают лет за пять вложения окупить, ведь узлы учета позволяют сократить до трети расходов на отопление, меняя температуру батарей в квартирах в зависимости от температуры воздуха на улице. Если все пойдет по плану, дальше к автоматике будут подключать по 2-3 тысячи домов в год. В мэрии уже думают привлечь инвесторов и к реформе городского освещения, чтобы фонари светили по-разному в разное время суток.
А вот многие жители Латвии преимущества центрального отопления в этом году пока и вовсе не почувствовали из-за коммунальных долгов, накопленных соседями. В этой стране действует принцип "все за одного" и кем-то неоплаченные услуги - повод оставить без тепла целый дом. Вариантов решения проблемы немного - искать виновников, что долго, или платить за них, что дорого.
Обогреватель в квартире Натальи практически не выключается. Извещение, полученное накануне от управляющей компании, мягко говоря, не порадовало: отопление не дадут, пока жильцы не погасят долг, который числится за домом.
"Мы перешли к другой обслуживающей компании. Предыдущая компания не выдала никакую документацию. Мы даже не знаем, кто должники, кто вообще не платил за квартиру", - говорит Наталья Осовска.
Кроме того, выяснилось, что управляющая компания какое-то время просто не перечисляла деньги поставщикам услуг. И теперь каждой семье придется доплатить в среднем 300 евро - около 13 тысяч рублей. А в доме Лелды за долги отключили воду.
"5 дней мы сидели без воды. Потом на общем собрании было принято решение, что каждый заплатит какую-то сумму. Потом уже будем считать, кто кому сколько должен", - говорит Лэлда Валюма.
По латвийскому законодательству коммунальные службы имеют полное право не разбираться с каждым должником индивидуально, а действовать по принципу "виноват один - пострадают все".
"Мы не получили до 30 числа денежки! Все, отключаем весь дом. И, пожалуйста, те, которые заплатили, платите еще второй раз, потому что кто-то не доплатил", - говорит председатель правления управляющей компании Айварс Гонтаревс.
Гасить долги управляющие компании предлагают несколькими способами. Первый - сумму распределяют среди всех жильцов за счет единовременного повышения коммунальных платежей. А они, к слову, и так не маленькие. Например, коммуналка владельца двухкомнатной квартиры площадью 80 квадратных метров составляет около 250 евро (почти 11 тысяч рублей). Каждый житель может заключить договор с поставщиками услуг и оплачивать долг в рассрочку. Деньги могут взять и из так называемого "резервного фонда", если такой есть. Но тогда дом в ближайшее время останется без ремонта.
Кампанию по возврату долгов латвийские коммунальщики, как правило, начинают именно в октябре. На улице сейчас ощутимо холодает, и вряд ли кто-то захочет остаться в квартире без отопления или горячей воды.
Но как убедиться, что долг реально существует? Ведь зачастую коммунальщики ссылаются на счета многолетней давности. Способ один - обращаться в суд. Правда, перед этим стоит запастись терпением, - предупреждают юристы.
"Человек, который заплатил, не имеет юридического права обратиться против другого соседа. Он может пинать домоуправление, чтобы оно обращалось в суд, слало предупреждения и пыталось возможными и невозможными способами взыскать этот долг", - говорит юрист Юрий Соколовский.
К моменту вынесения решения суда зачастую оказывается так, что взять-то с должника нечего. По местному законодательству, коммунальный долг привязан к физическому лицу. Обременение не распространяется на квартиру.
"Он объявляет себя банкротом - и долг все равно ляжет на жителей дома. Но если сделать так, что никакую операцию с недвижимостью совершить невозможно при наличии долга, тогда ситуация поменяется", - уверен руководитель жилищной подкомиссии сейма Латвии Александр Саковский.
Эти поправки в законодательство пока - в стадии обсуждения. Единственное, что могут посоветовать в рижском департаменте жилищного хозяйства - назначать ответственного по должникам. Его еще называют "совесть дома". Но цифры говорят о том, что пока такая практика - скорее исключение. На сегодняшний день жители Риги уже заплатили за чужие квартирные долги около 15 миллионов евро.
Когда разум молчит, начинает говорить кошелек. В Японии придумали бумажник, контролирующий расходы хозяев. Для этого, правда, пришлось изменить не только внешность кошелька - ему приделали колесики, но и снабдить хранилище денег памятью, которая программируется через смартфон на определенные траты. При малейшей попытке хозяина позволить себе лишнего - бумажник пытается бежать. Правда, не быстро. Поймать можно. Но тут он зовет на помощь - что-то типа нашего "караул, грабят". Если и это не помогло, в ход идет последнее средство самообороны кошелька - звонок матери владельца. А в Японии не принято перечить старшим. Есть у кошелька и специальный режим покупок, позволяющий выбрать нужную вещь по нужной цене. Правда, только в виртуальных магазинах.