Обитателям бараков в Кабардино-Балкарии предложили переехать в новое жилье, но с подселением
Самодельный душ прямо на улице, протекающий потолок, дырявые стены, отсутствие водопровода - десятки семей в Кабардино-Балкарии предпочли ютиться в таких условиях и категорически отказались перебираться в новостройку.
Вера Бешкурова показывает свою душевую. Находится она на улице, прямо напротив входа в дом. Конструкция несложная - несколько скатертей, прикрепленных к бельевым веревкам и шланг, подающий воду из раковины в квартире.
Моются так c весны до глубокой осени. А как станет совсем холодно, говорят Бешкуровы, придется ходить к знакомым или довольствоваться общественными банями. Так семья живет уже без малого 30 лет. На 18 квадратных метрах барака довоенной постройки вырастили пятерых детей. В очереди на улучшение жилищных условий - уже почти два десятилетия. И вот недавно им и их соседям, наконец, предложили переехать. В новые квартиры, но не отдельные.
После дождя воду из дома нужно выносить тазами, рассказывает Лидия Царикаева: течет потолок. Перед тем, как приготовить еду или умыться, – принести, потому что нет водопровода. В похожих условиях живут и все ее соседи - всего около 100 семей.
В новеньких квартирах все, конечно, по-другому. Но переезжать туда люди не согласны. Дело в том, что заселять их предлагают по принципу - сколько квадратов имели, столько же и получайте. Таким образом, в трехкомнатной квартире, к примеру, могло бы поместиться до 30 жильцов старого барака. Администрация пыталась даже переселить людей через суд, но фемида оказалась на стороне горожан.
"Их выселяют из отдельного жилья, соответственно, по жилищному кодексу и Конституции им должны предоставить равнозначное, то есть такое же отдельное жилье. Кроме того, если в семье 8 человек, 7, 9, то с соблюдением нормы на каждого должно быть 14-16 квадратных метров", - отмечает адвокат Елизавета Шак.
Чиновники утверждают, что предложенная мера предполагалась как временная. Люди должны были переехать в новые дома по программе переселения из аварийного жилья. При этом семьи оставались бы в республиканской очереди как нуждающиеся в жилплощади.
"Целевая программа, которая реализовалась согласно федеральному закону, регламентирует получение метр в метр. Это не является улучшением жилищных условий. Это альтернатива проживанию в небезопасной среде", - отмечает руководитель пресс-службы министерства энергетики, ЖКХ и тарифной политики КБР Индира Гузеева.
Нет ничего более постоянного, чем временное, уверена Джулиана Кушева. Включая переносную лампу вместо люстры, потухшей из-за мокрой проводки, рассказывает как ей - вдове с сыном, больным ДЦП - предложили квартиру на седьмом этаже. Тоже с подселением. Она, как и большинство, решила остаться при своем. В итоге, из почти 900 обитателей аварийных бараков переехать в новенькие коммуналки согласились только около 170 человек. Причем из двух высоток, специально построенных по федеральной программе, их устроила только одна. Вторая - внешне точно такая же - пустует.
Это здание стоит около года и здесь до сих пор ни одной жилой квартиры. Люди сюда переезжать боятся - некоторые переселенцы убеждены, что здание построено с нарушением строительных норм. Хотя, чиновники эту информацию не подтверждают.
Поскольку перевезти сюда жильцов аварийных бараков не удалось, чиновникам теперь необходимо вернуть деньги, потраченные на многоэтажки, в государственный бюджет. Возможно, это удастся сделать если найдутся покупатели на эти квартиры. Что касается постройки другого жилья для очередников, то она пока даже не планируется. В республиканском министерстве строительства говорят, что в местном бюджете на это средств уж точно нет.