«Народная экономика» о том, какую выгоду можно извлечь из банковских карточек
Репутация превыше всего. 80% представителей российского среднего класса, а это преимущественно состоявшиеся специалисты, заявили социологам, что бренд, имя компании для них сегодня самое важное при поиске новой работы, даже зарплата на вторых ролях. Что, впрочем, не значит, что кто-то закрывает глаза на размер вознаграждения.
Просто предлагаемая сумма оценивается в комплексе со стабильностью ее получения, а главное возможностью дальнейшего карьерного роста. И тут, чем солиднее работодатель - тем больше гарантий. Причем у россиян из числа профессионалов теперь европодход к доходному месту. Что-то не устраивает - будем менять. В прошлом году 43% респондентов так и поступили. И еще 33% присматривались к рыночным предложениям. Имеют право на фоне последствий демографического кризиса борьба за ценные кадры усиливается.
За ценных клиентов борются, в свою очередь, сотовые компании. Возможность менять оператора, не меняя номер (а она должна появиться у нас с декабря), только подстегивает конкуренцию. И вот уже сотовые компании своими руками обещают защитить нас от спама - массовых рассылок смс, которые не только раздражают многих абонентов, но и подчас дорого им обходятся. Мошенники активно пользуются такими приемами. Средства у операторов разные. Одни создают собственную базу отправителей сообщений, замеченных в спаме, и обсуждают с крупнейшими игроками рынка рассылки, так как абонент может раз и навсегда отказаться от их услуг. Другие действуют радикальнее. До конца года обещают блокировать все эсэмэски с коротких номеров, чьи владельцы не заключили прямой контракт с оператором.
Большие деньги, похоже, все же ограничат в правах. И возможно, уже с 1 января. Если Госдума одобрит предложение Минфина запретить нам расплачиваться наличными за покупки от 600 тысяч рублей. Это должно ударить по теневым сделкам, заявляют эксперты. Но одновременно сомневаются, что мера легко приживется. Ведь к тем же банковским карточкам многие россияне пока не привыкли. А ведь банкиры изо всех сил стараются, всячески поощряют нас за отказ от наличных.
Наличными деньгами Дарья Вавилова практически не пользуется уже полтора года - у нее всегда с собой целый набор различных пластиковых карточек от зарплатной до кредитных. Главное не перепутать, где чем платить, чтобы получить бонусы.
"Я покупала технику, причем несколько раз у меня получалось так, что практически всю стоимость составляли мои бонусы, то есть наличными деньгами я не расплачивалась", - рассказывает жительница Екатеринбурга Дарья Вавилова.
Откуда же берутся подобные бонусные программы? Все очень просто - конкуренция. Каждый банк хочет привлечь клиента. И чтобы тот не только пользовался банкоматом для снятия зарплаты, но и другими услугами, на которых банки, собственно, и зарабатывают основные деньги.
"Первое, что предлагают большинство банков и что действительно интересно массовому вкладчику, это скидки партнеров банка на те или иные услуги. И у большинства банков есть такие скидочные программы. Зачастую это достаточно серьезные деньги до 10-15% по той или иной скидочной программе", - объясняет финансовый аналитик Алексей Тараповский.
Соблазняют и совместными программами с авиакомпаниями. При расчетах с помощью карты, как и при перелетах, начисляют мили - виртуальные баллы, которые затем можно конвертировать при покупке реальных билетов. При грамотном подходе летать время от времени можно и вовсе бесплатно, а тут уже экономия налицо.
"Третья категория бонусов - это страховые программы. Это тоже сейчас очень популярно. Например, полис страхования при выезде за рубеж. Это то, за что мы платим турагентствам, обычно при покупке любого тура, это не очень большие деньги, это может быть 10, 20, 30 долларов, тем не менее, если учесть, что мы платим каждый раз, то получается на круг уже достаточно серьезно", - считает Алексей Тараповский.
В погоне за клиентом многие банки предлагают застраховать еще и дорогие покупки от потерь, к примеру, забыли в такси. И даже от переплаты за товар - достаточно фотографии, что где-то продают дешевле. Дмитрий Кислицын такую страховку получил как бонус, когда оформлял банковскую карту. Он и не думал, что когда-нибудь воспользуется предложением.
"Приобретал кофе-машину, а через пару недель обнаружил такую же машину, значительно дешевле. Прозвонил в страховую компанию, там мне дали инструкции. Через неделю мне эту сумму возместили на карту, существенная для меня сумма – 2,5 тысячи", - рассказывает житель Новосибирска Дмитрий Кислицин.
Но, пожалуй, чаще всего банкиры предлагают клиентам так называемый кешбэк - деньги назад - те, что потрачены с карты.
"Определенный процент от покупок, который вы сделали за месяц, в выписке, в виде кэшбэка, то есть в виде суммы денег падает обратно на счет, таким образом снижая сумму, которую вы должны вернуть за ваши покупки. Своего рода скидка, которая вам предоставляется просто за то, что вы расплачиваетесь картой, а не наличными", - объясняет руководитель дирекции кредитных карт Юрий Топунов.
Но даже сами работники банков предупреждают: нельзя объять необъятное - надо выбирать. Ведь обслуживание карт тоже денег стоит, а бонусами еще нужно уметь воспользоваться.
Бомж в большом городе. За 2 тысячи долларов бездомный житель американского Сиэтла предлагает трехдневную экскурсию с полным погружением на дно. 62-летний Майк Момени перебивается под временными крышами два месяца и решил построить на этом бизнес. Открыл сайт в Интернете - доступ к компьютеру получает через местную библиотеку - и вывесил турпредложение. Преобразить любого клиента в анонимного бомжа, провести его по любимым местам бездомных и обеспечить место в общежитие, где ночует сам. Последнее вызвало массу гневных отзывов. Посетители страницы пишут, что отвратительно за деньги занимать кровать тех, у кого нет другого места для ночлега. Новоиспеченный экскурсовод отвечает, что деньги для него не главное - хочет лишь показать проблему, но цены не снижает.