Исламская традиция стала существенной поддержкой для малоимущих в Чеченской республике
По законам справедливости. Малоимущие семьи в Чеченской республике теперь поддерживают не только социальными пособиями. Им в помощь еще и древняя исламская традиция. Закят является своего рода мостом между нуждающимися и теми, кто в силах помочь ближнему.
В этой семье знают, что такое жесткая экономия. У Хавы десять детей, дом - съемный, своего жилья нет, а социальные пособия - главный доход семьи. С недавнего времени Хава получает и так называемый закят - пожертвование.
"Приносят эти деньги - мне приятно. Почему? Потому что сегодня я на эти деньги могу купить себе хлеб, фрукты для своих детей, некоторым что-то набираю с базара. Хотя они небольшие деньги, но они мне большие", - говорит Хава Элиханова.
Закят - один из столпов ислама, как молитва или паломничество в Мекку. Это не милостыня от случая к случаю, а, по сути, ежегодный налог, который отдают малоимущим. Об этом в чеченских мечетях в последнее время стали говорить все регулярнее. Правда, местное духовенство делает оговорку: речь не о какой-нибудь исламской налоговой инспекции. Все на добровольной основе.
"В исламских государствах бывает свой "байт-уль-мал", то есть свой банк, именно банк закята, и там есть специальные работники, которые распределяют закят кому положено. А у нас в селе знают, кто нуждается, кто бедствует, кому это нужно дать", - говорит председатель духовного управления Чеченской республики Султан Мирзаев.
Кому религия предписывает платить закят, а кому нет? В этом разбирается даже не всякий имам, а их в республике несколько сотен. И прежде чем они начнут разъяснять прихожанам все тонкости вопроса, им самим объяснили, что к чему.
Закят платят с домашней скотины, урожая, товаров, предназначенных для продажи или с драгоценных металлов. В данном случае, за основу взяли золото. Если у человека в течение года накопилось сбережений, на которые он может купить без малого сто граммов золота, то он считается зажиточным и должен пожертвовать два с половиной процента. В деньгах это чуть меньше трех тысяч рублей. В год.
Как правило, желающие пожертвовать не любят себя афишировать из религиозных побуждений и обращаются именно к имамам, потому что они всегда в контакте с людьми и точно знают, кто нуждается в помощи. Кроме этого, здесь важно доверие, ведь люди передают наличные деньги. И чтобы избежать подозрений, дошли они до получателя целиком или нет, закят отдают под роспись.
"Фамилию, имя, отчество, год рождения, улицу, телефон, номер - все записывал. И внизу после названной суммы просил получателя, чтоб он расписался. Этот лист я показывал тому, кто давал эти деньги, чтоб на душе у него было спокойно. После чего он может с этим списком выехать по данному адресу и проверить", - сообщил имам Усман Осмаев.
Правда как говорят богословы, закят - не решение проблем малоимущих, ведь, чаще всего речь идет о небольших суммах. Официальной статистики, сколько людей его выплачивают, пока нет, но в местном муфтияте надеются, что отклик среди населения будет.