Владельцы банковских карт сами переводят деньги на чужие счета
В Едином экономическом пространстве может подешеветь мобильная связь
Идею отменить роуминг между Россией, Белоруссией и Казахстаном обсуждают на уровне профильных ведомств. Пока стоимость услуг сильно разнится в зависимости от страны пребывания. К примеру, звонить из России в Белоруссию куда дешевле, чем наоборот. Другой вопрос, что дело это не месяцев, нескольких лет. В ближайшей же повестке российских связистов с 1 декабря дать возможность абонентам сохранять номер при смене мобильного оператора. Но готовность компаний пока 50 % - они просят перенести старт проекта. В Минкомсвязи рассматривают варианты. Самый выгодный для абонента - сроки не менять. И если оператор не может обработать заявку, обязан что-то дать взамен. К примеру, бесплатные внутренние звонки, пока вопрос не решится.
У сотрудников столичных центров соцзащиты могут появиться новые обязанности - учить пенсионеров пользоваться банкоматами. Экспериментальный класс в одном из районов откроется в конце сентября, и если дело пойдет, присоединятся и остальные. Чему учить понятно - снятие наличие, проверка баланса, а может, даже простейшие функции интернет-банкинга, чтобы оплачивать коммунальные услуги. Здесь активность пенсионеров пока близка к нулю. Но главное - с одной стороны, снять волнения пожилых людей относительно новых технологий, а с другой - призывать к бдительности. При вводе того же пин-кода многие не просто ошибаются с цифрами, просят посторонних сделать это за них, рискуя передать личные данные в руки аферистов.
А между тем, Россия на лидирующих позициях в Европе по росту мошенничеств с карточными счетами. И в зоне риска не только пожилые люди. Среди распространенных схем обмана СМС о неких проблемах с картой. Поэтому важно знать короткий номер, с которого шлет сообщения банк. Если отправитель другой - вас пытаются заставить собственноручно перевести деньги на чужой счет.
Лариса не хочет показывать лицо, неудобно: ее, взрослого и опытного человека, обвели вокруг пальца аферисты. Все началось с СМС-сообщения, присланного якобы от имени ее банка. Мол, проблемы с вашей картой, перезвоните. И номер мобильного телефона.
"Был сбой в системе, сказали какое-то большое количество карт, которые заблокированы, что они ведут большую работу по разблокировке, мне надо обязательно срочно этим заняться. Я пошла к банкомату", - рассказывает Лариса.
Вставив карточку в банкомат, Лариса точно выполнила все инструкции, продиктованные по телефону. И тут же увидела, как с карточки пропала приличная сумма.
"Я говорю: так у меня же деньги уходят, снимаются с карты! Он говорит: "Так и надо, когда все уйдет, я наберу код, и все восстановится", - говорит Лариса.
Ничего не восстановилось. И сам технический сбой был лишь выдумкой мошенников, маскирующий простую операцию по переводу средств с карточки на мобильный телефон. Этот перевод Лариса совершила собственными руками.
Технология мошенничества проста, если не сказать примитивна. Она рассчитана на то, что обладатели карточки, часто это далекие от техники люди, будут беспрекословно выполнять то, что им диктуют, в надежде спасти собственные деньги. И действительно, даже тогда, когда вроде бы нужно задуматься - например, о том, зачем для разблокировки карты заходить в раздел "платежи и переводы", люди чаще всего просто выполняют инструкции, не задавая никаких вопросов.
"Когда человек попадает в стрессовую ситуацию, ему очень важно знать, что дальше делать, какой будет его следующий шаг. Тогда у него есть ощущение, что он справляется с ситуацией. И что делают мошенники: вводят человека в стресс и потом дают ему четкие указания - что он должен делать", - говорит психолог Елена Суслова.
Этот ролик широко разошелся по Интернету. Жертва мошенников оказалась им не по зубам. Молодой человек записал весь свой разговор с телефонными аферистами и выложил его в Сеть.
"Никогда не говорите номер своей карты. Никогда не говорите остаток на своей карте. Никогда не говорите о вашем кредитном или дебетовом лимите. Все очень просто: когда вы обращаетесь в банк, вы знаете куда обращаетесь, а когда вам звонят - вы не знаете, кто вам звонит", - сказал руководитель главного управления систем рисков и безопасности коммерческого банка Салават Исмагилов.
На обороте каждой банковской есть телефонный номер. Он и только он предназначен для решения любых проблем, возникших между банком и держателем карты. Еще надежнее придти в офис банка самому. Именно так поступила Наталья Тулякова, когда ей сообщили якобы из службы клиентской поддержки о списании с карточки всех денег, и тоже предложили решить проблему через банкомат.
"Мне сказали, что будет возврат списанных средств, но поскольку там было всего 1 700, а я ждала гостей в свой день рождения, то я, естественно, туда не пошла по первому звонку", - говорит Наталья Тулякова.
Вернуть деньги, которые уже ушли мошенникам, не сможет не один банк, ведь клиент сам подтвердил списание денег с карты. Хотя большинство банков и имеют технологии отслеживания подозрительных операций. И если какой-то платеж показался системе странным, карту немедленно заблокируют теперь уже по-настоящему.
Повернуть время вспять решили в семье МакМилланов из Канады, и вот уже 5 месяцев живут как в 1986-м. Никакого интернета, равно как ноутбуков, мобильных телефонов и цифровых фотоаппаратов. 86-й выбран не случайно - в этот год супруги родились и теперь хотят показать детям прошлое. Но жизнь в прошлом не самое выгодное дело. Музыка, фильмы - только на магнитофонных и видеокассетах, что дороже CD-дисков. Фотографии на пленку - одна катушка 20 долларов. И даже гостям с современными гаджетами вход воспрещен. Все смартфоны и планшеты они должны оставлять на входе. Канадцам осталось продержаться еще 7 месяцев. В апреле они готовы вернуться в 2014-й.