Ущерб природе, наносимый браконьерами, пытаются восполнить специалисты Саратова по разведению рыбы
Взамен варварски добытых стерлядей в Волгу запускают десятки тысяч искусственно выведенных мальков. Для саратовцев это, можно сказать, дело чести. Раз уж ценная рыба осетровой породы на гербе области, то должна быть и в реке.
На глазах почти 2 миллиона уплыли в Волгу. Это стерлядь, одна из самых редких и дорогих рыб. Уже через несколько дней от 150 тысяч мальков останется совсем ничего: 98% погибнет в дикой стихии
Рыбий родильный дом, он же детский сад, еще 30 лет назад Зинаида Никадимова и предположить не могла, что когда-нибудь ей придется спасать исчезающий вид: стерляди в реке было столько, что даже ходила поговорка: когда она идет на нерест, по рыбьим спинам можно перейти с одного берега на другой.
"На месте бывшей полноводной нашей Волги созданы техногенные водоемы, современные водохранилища, для стерляди заилена основная масса нерестилищ, очень небольшая часть их осталась только в верхней зоне водохранилища", - рассказывает заведующий сектором рыбоводства и воспроизводства ценных видов рыб Саратовского отделения ФГНУ ГОСНИОРХ Зинаида Никадимова.
Разведение и выпуск стерляди происходит за счет тех, кто портит речную фауну: в основном водохранилища. Эффект минимальный, но сейчас это единственный законный способ компенсировать ущерб природе. Еще одно требование закона - следить за браконьерами.
Но если быть честными, говорят в Рыбоохране, в этих местах теперь даже браконьеры не водятся, уж какая стерлядь. Инспектору снова попались пустые сети: похоже, черные рыболовы тоже в убытке
"Браконьерские сетки снимали, попадалась в Курдюмском заливе. Думаю, что это происходит после выпуска малька", - говорит государственный инспектор Средневолжского отдела Рыбоохраны Юрий Мокшанов.
Удивительно, что нелегальные сети все же попадаются. Тут ведь больше бензина потратишь, чем поймаешь. Это только раньше браконьерство было самым прибыльным бизнесом.
Уникальный документ: приказ на поставку саратовской стерляди прямо к государеву столу. Здесь рыбы не в пример больше, чем в Волге, правда, все это бутафория. В краеведческом музее показывают редкие находки: дореволюционный колодезный люк с изображением стерляди, пряник в форме рыбины, всевозможные гербы городов саратовской губернии.
"Стерлядь была самой обычной рыбой в Волге до середины XX столетия и вылов велся в громадных масштабах, рыбные угодья считались большим богатством, за обладание спорили помещики и монастыри", - рассказывает старший научный сотрудник Саратовского областного музея краеведения Алексей Бирюков.
За счет добычи этой рыбы жила вся область: выловить, разложить, перевезти в Москву. Ихтиологи горько шутят: стерлядь исчезла, вот и регион из долгов не вылезает.
Сейчас блюда из стерляди даже в ресторанном меню в Саратове редко встретишь. Меры по спасению результатов не дают: Волга слишком изменилась, стала широкой и медленной. Похоже, скоро легендарную рыбу, что кормила всю губернию можно будет увидеть только на гербе.