Творческими экспериментами с тенями поражают китайские мастера
Они пытаются сохранить древнее ускользающее искусство, которое безжалостно вытесняет кино.
В древней китайской легенде явно что-то очень знакомое. Лягушке надоело ее болото, и она захотела парить в облаках как птица. Но заветное желание едва не стоило ей жизни. Если бы не старая черепаха, хитрый журавль съел бы мечтательницу на обед.
Увидеть поучительную историю именно в таком исполнении уже практически невозможно. Театр теней - это вымирающий жанр. Возникший в 7 веке и на протяжении столетий он был излюбленным развлечением и императоров и бедняков. Но в веке 20 его окончательно вытеснило кино - "электрические тени" в дословном переводе.
"Сейчас старых мастеров все меньше и меньше, а молодежь хочет зарабатывать много денег. А тут денег мало, тут нужно просто любить искусство и традицию", - говорит коллекционер, мастер театра теней Мао Чжунбо.
Мао Чжунбо уже 18 лет путешествует по всему Китаю в поисках фигурок для театра. В чемодане - лишь часть его коллекции, декорации из разных эпох и герои старинных преданий.
Этой знатной даме почти сто лет. На ее шелковом костюме нарисованы цветы, также как и на одежде мужчины. С виду они очень похожи. Единственное различие - крошечные стопы по древней китайской моде. Как здесь говорят, ножки в два цуня. Ну а в действии ее уже ни с кем не спутаешь: вот легкий поклон в обмен на комплимент, а вот - кокетливая застенчивость.
А эта девушка - и не девушка вовсе, а знаменитый Сунь Укун - царь обезьян. Он, кажется, может превратиться в кого угодно. Волшебство - рожденное руками мастера по всем классическим канонам.
"Лица, как правило, из мягкой кожи. Детали одежды и мебель - из кожи грубой. И главное - не забывать, что у каждого героя свой орнамент и свои движения", - говорит коллекционер, мастер театра теней Мао Чжунбо.
Уникальный китайский театр европейская публика впервые увидела и полюбила благодаря французским миссионерам в 18 веке. Будто продолжая традицию, Джули в Китае уже 4 года. Она изучает театр теней и мечтает открыть свой дома, во Франции.
"Вы можете взять любой клочок бумаги, все что угодно - и здесь это будет очень поэтично. Или же вы можете вырезать сложного персонажа, которому уже 2000 лет. И это одинаково красиво. Здесь очень много возможностей", - отмечает художник Джули Петерс.
В иллюзорном мире на белом полотне хрупкие тени то появляются, то исчезают. Год назад китайский театр теней занесли в список ЮНЕСКО. И у мастеров появилась надежда, что древнее искусство не исчезнет так же, как тень на белом полотне.