«Народная экономика» узнала, каким образом как чердаки и подвалы становятся частной собственностью
Один за всех. Или как чердаки и подвалы, принадлежащие целому дому, переходят в собственность отдельных жильцов. Подробности в "Народной экономике", но сначала новости.
Национальная валюта обыграла иностранную. По доходности банковских вкладов. По рублевым ставки за последние полгода были заметно выше инфляции - в итоге, сбережения, по покупательной способности, прибавили в весе 1,22%. Для чистоты эксперимента сравнивали вклады примерно одного размера. Брали 300 тысяч рублей. И по 10 тысяч в долларах и евро. Но годовые для валюты невысоки, плюс потери на обменном курсе. В итоге, и доллары, и евро в минусе. Почти 3-процентном. Но те, кто хранит деньги дома, потеряли еще больше. Самые же ощутимые потери у фаворитов прошлого года - обезличенных металлических счетов. На таких копятся виртуальные граммы серебра или золота, и стоимость вклада считается по рыночной цене металла. Так вот тут за полгода доходность минус 38% и 22%, соответственно.
В Минэкономразвития строят планы на ближайшую пятилетку. За это время, в частности, регистрация прав на недвижимость должна почти полностью переместиться в интернет, что позволит втрое ускорить процесс оформления собственности. При желании, пишет "Российская газета", записать на себя квартиру или дом в другом городе можно будет даже не выезжая на место. Но для начала чиновникам придется перевести все имеющиеся в базах документы в электронный вид, да и сами базы объединить. Чтобы и земля, и то, что на ней построено, находились в одном реестре. А это больше сотни миллионов дел и миллиарды страниц правоустанавливающих документов.
Оперативное обращение к базам, возможно, поможет и разобраться в одном из самых запутанных вопросов на рынке недвижимости. Кто владеет общедомовыми метрами той или иной многоэтажки. По закону, вроде как все собственники помещений. На деле часто лишь некоторые. Отсюда судебные истории, длящиеся годами.
10-й этаж дома, так называемый технический. За дверью машинное отделение лифта. Сюда не попасть. Заперто. Один из жильцов дома присвоил это помещение себе. Как говорят соседи, там уже новая квартира.
Владелец - столичный бизнесмен. У него в этом доме в собственности не только пентхаус, но ещё общий холл, коридоры, подвал, где находятся системы водоснабжения и отопления! Всего 43 нежилых помещения, которые, по закону, общее имущество всех жильцов.
"То же самое было с электроэнергией, потому что большая подстанция, которая предназначена для электроснабжения всего дома, оказалась в собственности одного человека. Дальше он вывел пульт на каждую квартиру и в зависимости от того, нравится ему жилец или не нравится, он отключал электроэнергию. По сути дела, 6-8 месяцев часть жильцов, в том числе и я, жили без электроэнергии. Мы отсудили эту подстанцию", - рассказывает жилец дома Александр Рязанов.
Отвоевать остальное пока не удаётся. В суде нужно доказать, что за закрытыми дверьми необходимое для всего дома оборудование. Только вот открыть эти двери, чтобы составить акты, невозможно. Технические помещения, как выяснилось, отошли коммерсанту по договору, заключенному с застройщиком. Бизнесмен, инвестируя деньги в строительство, заранее выкупил общие метры. И зарегистрировал их на себя в Росреестре.
"Когда Росреестр регистрирует право собственности на недвижимое имущество, недостаточным образом осуществляется контроль за тем, что же это за помещения по своей сути, являются ли они общим имуществом, либо они могут действительно находится в частной собственности. Даже если все жильцы согласны, всё равно в силу норм закона это общее имущество", - отмечает юрист Марат Хасанов.
Штукатурка осыпалась, повсюду трещины. "Того и гляди, рухнет потолок", жалуется Лидия Длютрова. В доме в центре Санкт-Петербурга, где живёт пенсионерка, уже шестой год идёт стройка. На крыше возводят двухъярусную мансарду. Однако перестраивать чердак, где проходят коммуникации, снимать кровлю, здесь начали, даже не предупредив жильцов. Хотя, по закону, работы должны быть согласованы.
"Это строительство ведётся без всяких сопроводительных документов, людьми, которые привлечены к этому, гастарбайтерами. Поэтому правила техники безопасности не соблюдаются. Разрешение технадзора на строительство нет, и поэтому мы каждый день ходим под угрозой жизни, потому что падают кирпичи оттуда сверху", - житель города говорит Александр Кириллов.
По словам жильцов, комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга перевёл чердак из общедолевой собственности в государственную. Это и позволило некой фирме, которая назвалась инвестором, получить разрешение на стройку.
"Согласно жилищному кодексу, статье 36, чердаки и подвалы относятся к общедолевой собственности. Но у нас в Петербурге этот закон не работает. Потому что ещё 1996 года была распоряжение об инвестиционных условиях для предпринимателей, которые хотят занять мансарды. Таким образом чердаки прекрасным образом превращаются в нежилые помещения", - говорит председатель ТСЖ Петроградского района Наталья Николаева.
14 судов. Все проиграны. Впрочем, петербуржцы не прекращают попыток вернуть чердак. Они подают новые иски. Эксперты подтверждают: иначе, чем через суд, общедолевую собственность не отвоевать. Правда сколько на это уйдёт времени и денег, не скажет никто.
Июнь дешевле мая. Отельеры целого ряда европейских городов начали сезон отпусков со снижения цен. Чтобы расшевелить туристов, большинство из которых еще только думает, где провести это лето. В Праге скидки в гостиницах доходят до 25%, в Будапеште в среднем 14%. 13% в Риге. 7-8% на курортах Испании. И даже в Венеции, где вроде с приезжими всегда порядок, минус 15% за ночь. Хотя доступными номера все равно не назовешь - 240 евро в среднем. На фоне общеевропейской гостеприимности неожиданно выделилась Португалия. Там отельеры в июне, напротив, подняли цены. На 10%. Чем поставили в тупик экспертов, причины они объяснить не могут. Впрочем, из россиян это мало кого волнует. Португалия, судя по последним туристическим рейтингам, в двадцатку самых популярных маршрутов не попадает.