Литовский режиссёр Каролина Зерните придумала уникальный спектакль
Нечто далеко за рамками привычного театрального искусства придумала и осуществила литовский режиссёр Каролина Зерните. Всё для того, чтобы на её спектакль могли прийти незрячие люди и на слух, вкус, запах, прикосновения понять, что происходит. Уникальность постановки ещё и в том, что насладиться ею могут и люди с особенностями, и обычные зрители.
Знаете ли вы украинскую ночь? Как дышит небосвод, шепчутся листья - здесь можно почувствовать. В этом театре природа оживает точно по Гоголю.
Это не аудиоспектакль. Вместе с героями тут можно продираться сквозь густые заросли или сидеть у самой кромки воды, ощущая, как бьётся река о тихий берег. Здесь решили доказать: видеть разнообразие и красоту мира можно не только глазами.
"Есть органы слуха, обоняния, осязания. Они назвали 5D. Я так не называл. Получается такой объёмный мир, который ты представляешь себе", - говорит директор Московского театра кукол Григорий Папиш.
Спектакль рождается в голове зрителя. Автор эксперимента Каролина Зерните говорит, что режиссёр вовсе не она, а фантазия человека. Но чтобы разбудить воображение, приходится немало потрудиться.
Как сделать, чтобы в распахнутое окно подул ветер? Или передать весь накал страстей, когда панночка, которую отец из-за мачехи выгнал из дома, бросается в воду?
Прикосновения положительных героев мягкие и аккуратные. Злые - неприятны на ощупь или даже плохо пахнут.
"Если в драматическом театре ты видишь его взгляд, ты видишь, что он думает о чём-то, он весёлый или грустный. Здесь мы всё должны сказать, пользуясь звуками, прикосновениями, запахами", - рассказывает режиссёр Каролина Зерните.
Скрип старого дома нашли в аквариуме. Манка похожа на песок, а с помощью фасоли можно передать, как шуршат шаги по гальке. Все звуковые образы актёры искали сами.
"Мы же видим, у нас мгновенно возникает какой-то образ. А здесь ты отделяешься от зрительного процесса, и ты начинаешь мир по-другому совершенно ощущать", - отмечает актриса Наталья Мирная.
В этом мире, состоящем из звуков, запахов и прикосновений, главное не переборщить. Простая тёмная одежда, мягкая обувь, никакого парфюма. Иначе не поверят. Не зрители - участники спектакля, которые вместе с актёрами всё время на сцене. Танцуют, подыгрывают, и от их реакции зависит, как будет развиваться действие.
Артистам в этом спектакле работать приходится за троих. Чтобы звук был объёмным, в одно мгновение нужно оказываться в разных концах зала. Из драматического героя перевоплощаться в кричащую утку и тут же шелестеть ветвями.
Этот спектакль создан для слепых, но адресован каждому. Можно закрыть глаза и, побывав на месте участника, чуть лучше понять тех, кто не видит. А можно открыть для себя новый театр, где наша реальность воссоздана в мельчайших деталях, на которые в повседневной жизни мы привыкли совсем не обращать внимания.