Сложнейшей вокальной техникой «бельканто» пришлось овладеть труппе Большого театра
Это нужно было сделать прежде, чем приступить к постановке знаменитой оперы "Сомнамбула".
Благодаря этой постановке солистка Большого театра Анна Аглатова открыла себя с новой стороны. Опера "Сомнамбула" великого Беллини требует от артистов по-настоящему виртуозной техники. Не зря итальянского композитора называют мастером бельканто - красивого пения.
"Многие из тех, кто стоит на сцене, поднимут вместе со мной руки, скажут "Беллини навсегда", потому что это композитор, который учит петь, который помогает петь", - говорит солистка ГАБТ Анна Аглатова.
Ставить одну из лучших опер Беллини доверили конечно же итальянцам: дирижеру Энрике Маццола и режиссеру Пьеру Луиджи Пицци.
"Это хорошая возможность возродить оперу стиля бельканто в России. Сегодня очень тяжело найти исполнителей, которые владеют этой техникой. Но Большому театру это удалось", - отмечает музыкальный руководитель и дирижер постановки Энрике Маццола.
В свое время совершенства в стиле бельканто достигли Энрико Карузо, Мария Каллас, Лучанно Поваротти, Монсеррат Кабалье. Лёгкость и непринужденность пения, насыщенная окраска звука, плавные переходы и уникальные интонации. Чтобы овладеть непростой вокальной техникой, солистам Большого пришлось несколько месяцев заниматься с целой командой специалистов.
"Приехали специальные педагоги, которые много с нами занимались речитативами, ариями, чтобы мы абсолютно правильно, точно исполняли все указания автора", - рассказывает солист ГАБТ Пётр Мигунов.
По замыслу режиссера опера начинается в атмосфере праздника. Все ждут свадьбы крестьянина Эльвино и Амины. Она и есть сомнамбула. Сама того не зная, ходит по ночам во сне. И из-за этого становится жертвой интриги ревнивой Лизы. Но все коварные замыслы соперницы, разумеется, будут раскрыты.
Спектакли Пьера Луиджи Пицци легко узнать по его фирменной сценографии. Как и его учитель, великий Джорджо Стреллер, он старается достигнуть нужного эффекта самыми простыми средствами. Создать особую атмосферу и даже проявить черты характера героев режиссеру помогают цвет и свет. По одному лишь костюму зрители могут догадаться, добрый перед ними человек или злой.
"Моя постановка для русской публики. Наши декорации передают одновременно и идеи Беллини и атмосферу, созданную когда-то моим любимым Чеховым", - говорит режиссер-постановщик Пьер Луиджи Пицци.
Эту незамысловатую историю любви Пицци переносит из Швейцарии XIX века в Россию чеховской эпохи, а главная героиня во сне блуждает среди белоствольных русских берез.
"За свою карьеру я спела множество героинь в операх бельканто, но исполнять Сомнамбулу впервые, да еще и Большом для меня настоящее удовольствие", - говорит оперная певица Лора Клейкомб.
Когда-то мастеров стиля бельканто заставляли петь, держа перед собой зажженную свечу, при правильном дыхании её пламя не должно было двигаться. Про тенора из ЮАР Колина Ли - исполнителя главной мужской партии - говорят: поёт, как дышит. Его голос буквально завораживает зал.
Сегодня школа бельканто несколько утеряна даже в Италии, где она зародилась. Тот факт, что шедевр Беллини вернулся в Москву на сцену Большого после более чем 120-летнего перерыва, снова открывает всему оперному миру эту уникальную технику пения.