В гардероб императриц, правивших Россией, можно заглянуть на уникальной выставке в Москве
Невероятными модницами были императрицы, правившие нашей страной на протяжении 300 лет. Убедиться в этом может каждый, посетив уникальную выставку в Москве. Там не только платья, но и гигантские счета за их пошив.
Их наряды всегда становились центром внимания. Ими восхищались. Кредо русской царицы - быть и модной, и женственной даже в мундире.
"Императрица - шеф нескольких полков. Екатерина придумывает мундирное платье и вводит его в моду, то есть нижнюю часть - брюки заменяет на юбку. И вводит она элемент русского костюма - обшивка тесьмой по краю и посередине юбки", - говорит начальник выставочного отдела Государственного архива РФ Марина Сидорова.
После экспериментов с военной формой Екатерина Великая неожиданно взялась за дизайн детской одежды. Во что наряжать внука, маленького Александра Первого придумывала лично.
"Она и рисует это платье в письме к Гриму и потом по образцу шьются несколько таких детских костюмчиков", - рассказала начальник выставочного отдела Государственного архива РФ Марина Сидорова.
Вдова Павла Первого вместо ультрамодных рюш на подоле платья носила стилизованные мальтийские кресты в память о муже и его ордене. Государи, кстати, о женских нарядах заботились не меньше. Петр Первый собственноручным указом вывел дам в свет, отменив сарафаны и кокошники. А что и как носить при дворе цари решали и потом.
Николай Первый лично утвердил, какой фасон платьев будет актуален в сезон его правления. А вот длина шлейфа и цвет бархата указывали на статус придворной дамы. Один из самых шикарных нарядов принадлежал жене императора Александре Федоровне. Такое шитье и шлейф в шесть метров - знак отличия первой леди. Фрейлины о нем и мечтать не могли, довольствовались тем, что попроще.
Жены русских царей всегда оказывались непревзойденными. Вчерашние провинциалки из заштатных немецких княжеств быстро входили во вкус столичной жизни.
"Здесь представлены платья от Ворта. Ворт в то время во второй половине 19 века был самым, пожалуй, востребованным модельером в Европе и в России. Здесь вы видите счет Марии Федоровны от Ворта", - показывает сотрудник Государственного архива РФ, куратор выставки Елена Чиркова.
Суммы в чеках за наряды от кутюр и драгоценности четырехзначные. Лишь один - почти на 10 тысяч французских франков, или 2500 золотых рублей. Земский врач или учитель зарабатывал столько лет за 20. Но первые дамы являли примеры и сдержанности - жена последнего императора Александра Федоровна от роскоши отказалась.
"Она достаточно скромна была в своих, так сказать, модных увлечениях, а в годы Первой мировой войны она не заказала ни одного платья ни себе, ни дочерям", - сообщила куратор выставки.
Еще ни один секрет о непростой судьбе этих сильных женщин откроют предметы той эпохи. Брошь, что уцелела после расстрела царской семьи. Или откровение - императрицы были заядлыми курильщицами. То, что нежно они хранили в своих шкатулках и мысли, что остались на бумаге, позволят узнать поближе таких далеких законодательниц ушедшей моды.