«Народная экономика» узнала, как быть, если вы разбили товар в магазине
К счастью или к скандалу. О случайно разбитых товарах в магазинах "Народная экономика", но сначала новости.
Телефоны-атоматы вчерашний день. Смартфоны и планшетные компьютеры, вот что должно быть доступно любому прохожему на улицах городов и деревень. Минкомсвязи предлагает поправки к закону об универсальных услугах, качество которых нужно повышать. За счет современных сервисов. А таксофоны тут бессильны. Нужны принципиально новые центры, дающие доступ к мобильным сетям. Что особенно важно для удаленных регионов, где с проводной связью проблемы так и не решены. Цена вопроса сотни миллионов рублей, которые отчасти можно сэкономить перейдя на новые технологии. Как будет выглядеть усовершенствованное оборудование, пока вопрос. Но важно, чтобы набор услуг был по всей стране универсальным. Требования круглосуточной доступности тоже никто не отменяет.
Интернет должен прийти и в магазины. В Минфине хотят, чтобы уже через пару лет обо всех операциях, проходящих через кассу, было мгновенно известно налоговым службам. Касается это также банкоматов и терминалов моментальных платежей. А с последними совсем недавно была громкая история по поводу незаконного обналичивания денег. Именно борьба с теневым оборотом цель этой инициативы. И если ее поддержат, владельцам и крупного бизнеса, и индивидуальным предпринимателям придется менять кассовую технику. Но зато при такой прозрачной отчетности, налоговики обещают реже беспокоить проверками. Там же, где интернета все еще нет, кассы должны быть с памятью.
На память надеются и большинство рядовых покупателей, 68% россиян не ведут семейные бюджеты. Хотя еще 5 лет назад чуть ли не каждый второй до копейки подсчитывал, сколько заработал и сколько потратил. Интересно, что не считают деньги не от хорошей жизни. В семьях с высокими заработками как раз все ходы записаны. Средний класс хотя бы примерно представляет, что куда ушло. А вот люди с небольшими доходами, судя по опросам, навыков планирования личных финансов часто вообще не имеют.
Экономить деньги помогают и юридические знания. Даже элементарые, бытовые, о правах потребителей. К примеру, платить или не платить в магазине за разбитые банки и бутылки. Конечно, если чувствуешь, что виноват, стоит рассчитаться. Но это будет по доброй воле. По закону, платить нас может заставить только суд.
11 тысяч рублей - серьезный удар по кошельку Ксении. И это при том что товар она даже в руках не держала. Просто мимо проходила.
"Проходила между стеллажей с алкогольной продукцией, случайно задела сумкой полку, в которой стоял алкоголь. Алкоголь стоял пирамидкой, очень неустойчиво, ограждения были очень плохие, соответственно, алкоголь упал и разбился", - рассказывает Ксения Казакова.
Продавцы тут же потребовали оплатить все, что разбилось. Девушка согласилась. А теперь жалеет, что даже не попыталась отстоять свои права. Ведь не нарочно же все получилось.
"Должно быть установлено, чья вина. Как минимум должен быть составлен протокол. Надо вызвать сотрудника полиции. Нужны 2-3 свидетеля от администрации, которые могут зафиксировать: как все выглядело, как было разложено. Всё это должно быть отражено на бумаге. Никаких штрафов, в двойных размерах тем более", - поясняет юрист Общества защиты прав потребителей Олег Фролов.
Даже если речь о крупных суммах, платить прямо здесь и сейчас продавцы заставить вас не могут. Нет у них такого права. Только суд.
Но если дойдет до суда, покупателю придется там доказывать, что не виноват. Мокрый пол, к примеру, заставленный проход или просто что-то плохо лежало. На стороне потребителя тут сразу две статьи гражданского кодекса, трактующие случайную, это ключевое слово, порчу товара как риски собственника. В данном случае магазина.
Если взяли что-то в руки и выронили, скорее всего, виноваты. А вот если тянулись за одним продуктом, а другие буквально посыпались, тут уж не прав тот, кто все так расставил. От края полки те же банки должны быть на расстоянии нескольких сантиметров и уж, конечно, не стоять одна на другой. Да и между прилавками покупатели не должны протискиваться. В супермаркетах и вовсе должны разъезжаться свободно две тележки.
Может, не пустяки, но дело точно житейское. В магазинах разбитым бутылкам и банкам ведут свой счет и закладывают возможные потери в цену всего того, что на полках. Добавляют копейки, которые потом рубль сберегут.
"Мы списываем товар на такую статью бюджетную как бой, порча. Что составляет приблизительно 0,3% от товарооборота магазина", - отмечает директор супермаркета Юлия.
Но звон разбитого стекла все равно провоцирует конфликты. Хотя подчас простое "извините" решает дело быстрее, чем поиски ответа на вопрос "кто на сей раз виноват".
Дорогой юбиляр. Американскому доллару, точнее его графическому символу, сегодня 235 лет. 1 апреля 1778 года перечеркнутую двумя линиям латинскую S ввел в обращение предприниматель из Нью-Орлеана Оливер Поллок. И сегодня разве что линия осталась одна, а в остальном такой доллар в представлении не нуждается. А вот откуда взялась буква "S", ученые спорят до сих пор. Большинство уверены: корни испанские. Что за образец Поллок взял или знак песеты, или же S, которую испанцы ставили на слитках золота, вывозимых из колоний. Интересно, что бумажные доллары в те времена были простыми монохромными. Вечно зелеными их сделали только в конце XIX века. Финансисты сходятся во мнении, что юбиляр доживет и до 300 лет. Другой вопрос, в каком статусе. Некоторые отводят доллару в будущем роль лишь региональной валюты.