Об особенностях добровольных медстраховок рассказала «Народная экономика»
В ведомстве готовят новые правила для энергорынка. Если в Правительстве скажут "да", уже с июля в 16 регионах, которые выбраны как пилотные, появится так называемая социальная норма энергопотребления. Все, что укладывается в ее границы, будет по одним тарифам, а то, что сверх - дороже. Предполагается, что в первый год – максимум, на треть, а вот дальше возможно больше, до некой экономически обоснованной цены.
Социальную норму регионы должны будут рассчитать сами, по цифрам от местных жителей о ежемесячно расходуемом электричестве. Норму привяжут к одному проживающему, второму к ней 50 киловаттчасов добавят, и по 20 киловатт - всем последующим. Учтут и интересы льготников. Что касается общедомовых услуг, их впишут в ту же социальную норму. То есть, придется экономить свет и дома, и в подъезде. По всей стране эти правила планируют ввести с июля 2014 года.
У одних нет денег, другие просто не знают, как это работает. Рынок добровольных медицинских страховок хоть и растет год от года, но темпы экспертам не нравятся. Около 9% прибавки за 2012 год. Всего получилось чуть больше 100 миллиардов рублей клиентских взносов. По обязательному страхованию, для сравнения, 900 миллиардов. Среди причин специалисты выделяют и дублирующие функции обоих полисов. То есть, сегодня за деньги получаешь подчас немногим больше того, что гарантирует государство. Сервис, правда, выше. А вот если обязательства по ОМС и ДМС жестко разграничить, тогда, по прогнозам, за ближайшую пятилетку добровольных медстраховок станет в 4-5 раз больше. Люди будут одни услуги дополнять другими.
За свой счет полисы ДМС покупают немногие. Услуга, как правило, корпоративная. И из тех, кто пока не застрахован, больше трети хотели иметь такой бонус от работодателя. А 5% готовы разделить тут с начальством финансовые расходы. Другой вопрос, что сами договоры, заключаемые с предприятиями, сложны для понимания отдельных пользователей. Многие часто не понимают, на какие именно услуги имеют право.
Геннадию Демидову не повезло. Падение с велосипеда, перелом обеих лодыжек, экстренная госпитализация. В больницу его привезли на "скорой" и практически сразу отправили на операционный стол. Вместо обычного гипса предложили установить пластины: так кости срастаются быстрее. Процедура дорогая, но страховым полисом предусмотренная. Через пару месяцев травма зажила, и Геннадий поинтересовался, когда снимут пластины. На что получил ответ: как только он заплатит деньги.
На первый взгляд, ситуация абсурдная. В реальности же такое происходит часто. Уже лежа на больничной койке, пациент вдруг узнает: часть назначенного лечения не покрывается его страховкой. И вообще, договор, который, который он подписывал со страховой компанией, собственно, и договором-то не является.
Что же касается самого договора, его чаще всего заключает работодатель застрахованного. А своим работникам выдает уже готовые полисы. И памятки, где в общих чертах описаны обязательства страховщика. Узнать что-то более определенное можно, позвонив по номеру "горячей линии", которая есть у всех страховых компаний. Чаще, этот номер указан прямо в полисе.
Страховые компании имеют программы на любой кошелек. Зависимость прямая: чем дороже конкретный полис, тем больше опций в него включено, а значит, меньше вероятность сюрпризов. Однако все без исключения программы разделяют понятия "медицинской помощи" и "медицинских услуг".
Чаще всего разница в этом толковании и является камнем преткновения. Пациент считает, что угроза жизни и здоровью есть, страховая компания - что нет. Такие вопросы решаются в суде с привлечением независимых экспертов. И, кстати, какие бы документы ни подписывал пациент в приемном покое, какие бы согласия ни давал, если суд сочтет, что состояние здоровья не позволяло в тот момент принять разумное и взвешенное решение, все эти бумаги будут признаны недействительными. А страховую, скорее всего, заставят платить.
Не знаешь, как поступить - открой Кодекс. В Италии для госслужащих написали правила поведения, по сути - закон. Там и про служебные машины, которыми не могут пользоваться третьи лица без острой служебной необходимости - то есть, жену в булочную не отправишь. И про офисную технику, телефоны, доступ в Сеть, которые теперь тоже исключительно для рабочих целей, а не для решения, скажем, бытовых проблем. И про конфликты интересов, когда только кажется, что можешь решить вопрос в свою пользу или в пользу родственников, а на самом деле, права не имеешь. Более даже о косвенных подобных конфликтах начальству нужно доложить, равно как и подарках. Без согласований себе можно оставить только некий разовый презент не дороже 150 евро. Нужно отметить, что для российских чиновников ограничения по подаркам 3 тысячи рублей.