Эксперты, экологи и чиновники разбираются, из чего же состоят антигололедные смеси
По мнению экологов, весна несет нам море неприятностей. Из-за массового таяния снега, всевозможные реагенты, которыми посыпали асфальт, начнут смешиваться, в результате, по улицам потекут токсичные реки. Действительно ли все так страшно?
В тот момент, когда авторы любительской съемки наблюдали загадочное световое шоу на подстанции, три района Санкт-Петербурга, включая весь Васильевский остров, внезапно остались без электричества. Энергетики выяснили, что на тысячах изоляторов высоковольтных линий образовался слой электролита, который привел фактически к короткому замыканию. Пострадали изоляторы, расположенные в районе Кольцевой автодороги, и главными подозреваемыми стали антигололедные реагенты.
"Образовалась такая мелкодисперсная взвесь, которая в силу того, что повышалась температура воздуха, поднималась в воздух и оседала на наших изоляторах, вызывая эти повреждения", - поясняет генеральный директор АОА "Ленэнерго" Андрей Сорочинский.
Дорожно-коммунальным службам оправдаться будет сложно. Ведь подобная авария уже была несколько лет назад. И тогда удалось точно установить, что ее причиной были химикаты с дороги.
"Были взяты пробы снега, пробы атмосферных загрязнений, пробы с поверхности изоляторов и пробы с поверхности полотна кольцевой автодороги, и их химический состав совпал", - сообщил заведующий отделом техники высоких напряжений НИИ постоянного тока Лев Владимирский.
В Москве экологи и коммунальщики каждый год скрещивают мечи в спорах о вреде реагентов. Почвовед Дмитрий Хомяков уверен, что предаваться старинной забаве - игре в снежки - в Москве теперь можно, только, надев перчатки. И дело не только в составе реагентов, но и в их количестве.
"На каждого жителя города приходится, если взять наше население в 15 миллионов человек, порядка 30 килограммов противогололедных реагентов за сезон. В этом объеме содержится 300 тонн кадмия, свинца, ртути и иных загрязнителей, то есть на каждого жителя города приходится по 20 граммов вот такого коктейля", - говорит почетный работник ЖКХ города Москвы, профессор МГУ Дмитрий Хомяков.
Но некоторые коллеги ученого с ним не согласны. Они считают, что современные реагенты больше похожи на минеральные удобрения и их негативное воздействие на окружающую среду стремится к нулю. К тому же в почву попадают не только они.
"В почвах содержатся не только компоненты антигололедных реагентов, но также полихлорированные бифинилы, тяжелые металлы, и это уже общая проблема состояния почв городов", - отмечает научный сотрудник лаборатории гигиены почвы НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды РАМН Мария Водянова.
Важно, утверждают специалисты, преодолеть стереотипы и заблуждения. Первый миф - это идеальный противогололедный реагент, от которого одна лишь польза. Такого, по мнению ученых, не существует. Еще один миф связан с тем, что реагенты опасны для кожи людей и их домашних питомцев.
"Соли, которые применяются в противогололедных реагентах не вызывают термический ожог, никакой абсолютно. Ненамного вреднее обычной воды", - заявляет член экспертной группы Химико-экологической общественной экспертизы Михаил Рейнов.
Бультерьер по кличке Буля, возможно, нашла бы что на это возразить. Но собака свой протест может выразить только печальным взглядом. На столе ветеринара она оказалась как раз после прогулке по дороге, усыпанной реагентами. Хватило малейшего пореза от острого льда на лапе, чтобы соль начала разъедать рану.
"Реагент разъедает лапу, и это уже ворота для инфекции. Многие хозяева говорят: собака должна зализать рану и все будет хорошо. Напротив, эффект будет совершенно другим", - рассказывает ветеринарный врач-терапевт Владимир Владимиров.
Жительница Ярославля Екатерина для своего питомца Оскара купила собачьи кроссовки, которые защитят его лапы по время прогулки. А вот как защитить от реагентов обувь, пока не придумала.
"Разводы, подошва начинает трескаться, каблук тоже. Хоть и езжу на машине, все равно, постоянно эти реагенты. Обувь очень страдает, хватает ненадолго, сплошные траты", - говорит Екатерина Киселева.
Но как бы ни были недовольны пешеходы, без реагентов в крупных городах не обойтись. И, как утверждают специалисты, еще никто не придумал более совершенные препараты, чем те, что оказываются на российских дорогах.