Эксперт советует, как школьникам пережить третью четверть
Был отличником и вдруг стал троечником, часто болеет, раздражается. Такие тревожные истории сейчас можно услышать от многих родителей. Всему виной - самая тяжёлая и долгая 3-я четверть. Как пережить её без особых проблем, рассказала директор института возрастной физиологии РАО, доктор биологических наук, профессор Марьяна Безруких.
Вопрос: что можно сделать для профилактики, не дожидаясь, когда ухудшиться успеваемость, упадет иммунитет?
Эксперт: Для того, чтобы сохранить здоровье ребенка, нужно соблюдать несколько правил. Первое: четкий режим дня, второе: адекватные нагрузки и третье: адекватные требования родителей и педагогов.
Вопрос: Я думаю, что не все ученики средней школы, старшей школы и их родители поймут, как им выполнить требования с уроками домашними, потому что, с одной стороны, говорят, что не надо их делать допоздна, а с другой, времени на то, чтобы их сделать, совсем нет. И приходится чуть ли не до ночи.
Эксперт: Первое правило: ребенок не должен начинать выполнять домашнее задание, как только он пришел из школы. Ни в коем случае. Нельзя сидеть непрерывно больше 40, а малышу больше 30 минут, Ребенок выполняет домашнее задание 30, 40 минут, потому нужно сделать 10, 15 минут перерыв.
Вопрос: Можно ли как-то оценить, кому сложнее в этой третьей четверти, ученикам младших классов, средних или выпускных?
Эксперт: Вы знаете, на самом деле возраст не имеет значения. И малышам сложно точно так же, как сложно подросткам и старшеклассникам. У каждого из них есть свои учебные проблемы, которые накапливаются к этому периоду.
Вопрос: Были у ребенка, допустим, пятерки, четверки в первой четверти, второй. Сейчас скатился на тройки. Какие еще есть признаки, что он утомлен, изможден?
Эксперт: Дело не в оценках. Признаком утомления может служить беспокойный сон, отсутствие аппетита. Синяки под глазами, часто родителя говорят: сильно похудел, какие-то не очень адекватные реакции: ребенок никогда не был плаксивым, вдруг стал плаксивым. И еще один показатель: резкое искажение почерка, ухудшение почерка. Почерк вообще индикатор функционального состояния человека.
Вопрос: Если родители видят проблемы, как им поступать? Вроде, режим дня нормальный соблюдается и все остальное.
Эксперт: Я думаю, что если родители возьмут чистый лист бумаги и пропишут режим дня ребенка и понаблюдают за тем, как соблюдается режим в течение недели, они найдут много факторов, которые могут ухудшить состояние ребенка. Если мы будем чуть снисходительнее к проблемам, которые возникают в феврале, если мы чуть больше внимания уделим ребенку, если вечерняя прогулка перед сном станет, нашим привычным делом, уверяю вас, очень многих проблем можно избежать.
Советы
- В эти дни и месяцы как никогда принципиально установить режим дня. На сон не меньше 9 часов. 2-3 часа на прогулку.
- Утром очень вредна спешка. Лучше разбудить ребёнка чуточку раньше, чтобы он обязательно позавтракал, спокойно оделся и в школу направился не галопом.
- Ученик быстрее выполнит домашнее задание, если будет регулярно делать перерывы, а не сидеть за столом много часов подряд. Сначала лучше взяться за простые и интересные предметы, а закончить самыми трудными.
- Крайнюю усталость ребёнка мигом выдаёт его почерк, который заметно портиться, появляется много исправлений.
- Вину за плохие отметки несправедливо вешать исключительно на учеников. Педагоги тоже страдают от накопившейся за зиму усталости и авитаминоза.