Билеты на общественный транспорт в столице меняют формат — об этом узнала «Народная экономика»
О билетах на общественный транспорт в столице, которые меняют формат, расскажет "Народная экономика".
Долговые SMS-ки
Приставы освоили новый способ оповещения должников. В конце 2012 года в 3 регионах провели эксперимент с сообщениями на мобильные телефоны. В результате показатели оплаты долгов выросли на 30%. И в 2013 году, по прикидкам Федеральной службы судебных приставов, будет отправлено уже 8 миллионов напоминаний.
Всего в 2012 году службой взыскано с неплательщиков 403 миллиарда рублей. На 25 миллиардов больше, чем в 2011 году (в том, числе и задолженности по алиментам). Больше 140 тысяч человек, уклоняющихся от родительского долга, были ограничены в правах на выезд из страны. Эта мера еще раз подтвердила свою эффективность. 9,5 тысяч детей получили причитающиеся им деньги.
Психология
Вот, что, по мнению экспертов, мешает развитию электронных платежей в России. По данным Центробанка, лишь 11,5% владельцев карт используют их для расчетов. Остальные по-прежнему просто снимают все деньги в день стипендии, зарплаты или пенсии. Потому что привыкли платить наличными и плохо контролируют карточные расходы. Банковская инфраструктура им в помощь.
Банкоматов у нас в разы больше, чем терминалов для оплаты картой. А в Европе все наоборот. Даже рынки и маленькие магазинчики не упустят клиента, у которого нет в кармане, скажем, бумажных евро. В итоге, столь разные доли расчетов наличными. У нас – 88,5%, а во Франции, к примеру – 60%. Ну а мировой лидер – Швеция, где по безналу идут 97% расчетов.
Московский проездной
У москвичей и гостей столицы скоро, впрочем, появится шанс реже доставать из кошелька рубли, оплачивая проезд в общественном транспорте. Уже летом автоматы, продающие билеты, должны принимать и карты. А самым удобным способом станет, по уверению городских чиновников, электронный кошелек.
Но главное - меняется сама система проездных. Не сразу – постепенно. Первые числа февраля, апреля и июля - ключевые даты.
Дни бумажных билетов сочтены. Они - прошлый век, считают московские власти. Платить за проезд уже со 2 апреля можно будет из электронного кошелька. Внешне это будет обычный билет, но эта карта сможет открывать двери и турникеты везде: в метро, автобусах, троллейбусах, трамваях и даже на монорельсовой железной дороге. Главное - следить, чтобы баланс кошелька не был близок к нулю. Пополнить его на любую сумму и без комиссий можно там же, где и телефон – в интернете, терминале или салоне сотовой связи. Деньги на счет карты можно внести и по старинке - через кассира в окошке.
Стоимость проезда при этом останется прежней. В метро, билеты которого 1 февраля становятся к тому же универсальными (по ним можно будет проехать и на наземном транспорте), это те же 28 рублей.
Так и не успевшие набрать большую популярность и заработать в полную силу, по разным причинам, автоматы по продаже билетов на 1-2 поездки (тут пока всего пара опций) в ближайшее время переформатируют. С февраля здесь можно будет купить универсальный билет - сразу на несколько видов транспорта, а с апреля - пресловутые электронные кошельки.
Они, как опасаются многие, отменят билеты на 1-2 раза. На самом деле, это не так. При уж очень большом желании электронные кошельки можно будет пополнять лишь на 28 или 56 рублей, на стоимость тех же самых 1-2 поездок.
За электронный кошелек необходимо будет внести залог в 50 рублей. Эти расходы и стали главным аргументом не до конца разобравшихся, но уже рассерженных горожан.
Общество защиты прав потребителей грозит мэрии судебными исками: а как быть гостям столицы, многим из которых только и надо, что доехать с вокзала в аэропорт. Авторы изменений успокаивают: во-первых, для туристов предусмотрен безлимитный билет одного дня. Все виды транспорта, без ограничений - за 200 рублей в сутки. За меньшие деньги Москву вряд ли объедешь.
Выбравшие же электронный кошелек, пусть ради одной поездки, смогут легко вернуть и 50-рублевый залог, и даже оставшиеся на счете деньги при выходе из метро. Как утверждает глава Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Максим Ликсутов, "деньги эти никогда не сгорят: у них нет срока давности; в любой момент, вернувшись в Москву, можно подойти к кассе и вернуть деньги, в перспективе можно будет вернуть их через автомат по продаже билетов".
Кассиры подсчитали: толчею у касс создают 40% пассажиров, которые фактически ежедневно покупают только разовые проездные или, максимум, билеты "туда – обратно". В этих очередях они проводят по 16 часов в год. С электронным кошельком времени на дорогу до работы будет уходить меньше.
Билеты на 1 поездку в автобусах и троллейбусах тоже исчезнут, продавать будут минимум четырехразовые проездные или так называемые "билеты 90 минут" - в них входит 1 проезд на метро и неограниченное количество поездок на наземном транспорте в течение 1,5 часов. Цена вопроса 50 рублей.
Новое "билетное меню": чем больше поездок в проездном, тем ниже цена одного билета - придется по вкусу большинству пассажиров, уверяют чиновники. Льготных категорий граждан - а их среди всех пассажиров метро сегодня более половины - эти изменения никак не коснутся.
Те, кто часто путешествуют, знают, насколько невыгодно, к примеру, в Европе покупать билет на одну поездку в том же метро. Но для нас система новая, и пока не попробуешь, не поймешь, удобно это или нет.