«Народная экономика» узнала, как жители Пекина объезжают пробки
Сколько москвичи говорили по телефону в Новогоднюю ночь, как пекинцы объезжают свои пробки и кто теперь звонит в дверь брюссельским продавцам, в "Народной экономике", но сначала новости об ипотеке.
Каждая пятая квартира, купленная в 2012 году, куплена в кредит. Ипотечный рекорд, которого ждали, установлен. Даже без учета декабря. По данным Центробанка, за 11 месяцев россияне взяли в долг на решение жилищного вопроса 930 миллиардов рублей. В 2011 году, когда были самые низкие ставки, сумма была около 700 миллиардов. Теперь главное, чтобы рассчитывались заемщики вовремя. А по этому поводу у экспертов есть опасения. Подросшие ипотечные проценты банкиры в прошлом году компенсировали смягчением других условий займов. Одни перестали требовать официального подтверждения источника доходов, другие резко сократили пакет документов, расширили линейку залогов. Впрочем, сами кредиторы заявляют, что научены кризисом. И в случае проблем заемщики смогут рассчитывать на реструктуризацию долга.
И еще об одном рекорде. Но теперь чисто столичном. 75 миллионов минут проговорили по городским телефонам москвичи с полуночи 31 декабря до полудня 1 января. Пик, что понятно, пришелся на первые часы Нового Года, из-за поздравлений нагрузка на сеть возросла в 10 раз, если сравнивать с буднями. А вот до боя курантов в 10 раз чаще набирали службу 100 - уточнить время, и справочную "009" - разобраться с работой транспорта и магазинов. Досталось и другим средствам связи. Востребованность интернета в Новогоднюю Ночь выросла на 40%, а количество sms-сообщений, отправленных, правда, по всей стране, перевалило за миллиард. Процентов на 15 в сравнении с прошлым Годом выросло и количество звонков на мобильные. Старый Новый Год тоже обещает быть для связистов жарким. По опросам, больше половины россиян праздник собираются еще раз отметить.
10% россиян, отдыхающих за границей, тратят денег больше чем все остальные, предпочитающие отпуск на родине. 30 миллиардов долларов против 21 миллиарда. Но и та и другая сумма будут только расти. Всемирная туристическая организация ставит Россию в своих прогнозах на пятое место по туристическому потенциалу. А авторитетные эксперты прогнозируют, что за границей лет через 5 оставлять наши люди будут вдвое больше денег. В среднем 469 долларов с человека, пока 227. И, скорее всего, всего изменится структура расходов. К примеру, вырастет доля на питание. В туристических бюджетах европейцев это давно главная строчка, а у нас пока только третья. Потому что многие выбирают систему "все включено". Зато на первых ролях оплата гостиниц и шопинг.
Шопинг вообще отдельная тема. Здесь впереди россиян только китайцы, при этом сами неплохо зарабатывающие на интуристах. Иностранцев традиционно много в Пекине, на радость местным таксистам, к досаде других участников дорожного движения. Больше машин - длиннее пробки. И вот уже не только туристы, сами пекинцы нанимают велорикш. Ну или арендуют велосипеды.
Деньги на машину есть, но купить ее не можешь, пока не получишь номер. А в Пекине в очереди за авто обильными номерами уже больше миллиона желающих. В месяц теперь выдают только 10 тысяч штук. Чтобы сдержать рост автопарка и хоть чуть-чуть расчистить пробки на дорогах. Пока не получается. И жителей столицы Поднебесной пытаются убедить поменять транспорт.
"У меня есть машина, но посмотрите на дороги, они забиты. Зачем стоять в пробке, тратить время и нервы? Велосипед гораздо удобнее и экологичнее, тем более, что его можно даже не покупать", - говорит предприниматель Юнь Ли.
Взять велосипед в одной части города и вернуть в другой. В Пекине общественная сеть проката работает по обкатанной в Европе системе. Тех, кто спешит, не останавливает и мороз.
"Это очень удобно! Рядом с институтом, где я работаю, как раз есть такая стоянка, от метро до нее я добираюсь за 20 минут, а так я бы замерзла, пока ждала бы автобус на остановке", - отмечает учитель математики Чжан Сюе Гуан.
Из преимуществ также скромная цена. Залог в 200 юаней это примерно 1000 рублей, как гарантия, что велосипед вернется на стоянку. Первые 60 минут бесплатно, а потом 2 юаня порядка 10 рублей за каждый час. Деньги списываются с карты метро. Которую можно пополнить не только купюрами, но и, буквально, мусором. Специальные автоматы конвертируют пластиковые бутылки в деньги. Одна бутылка - 1 мао, 50 копеек идет на карточный счет. Мелочь, а приятно.
"Вместо того, чтобы просто выбросить бутылку, сдаешь ее, 20 бутылок это уже поездка на метро. Конечно, я не понесу сразу все, но так по одной и наберется со временем", - говорит домохозяйка Пан Юнь Гуан.
И традиционный азиатский транспорт рикши в почете теперь не только у туристов. Времена, когда в повозку впрягался сам рикша, давно прошли. Теперь он только крутит педали и громко торгуется.
"Недорого у меня, дешевле только пешком! Работы у нас много, с утра до вечера возим пассажиров. Я тут все дороги знаю, быстро довезу", - говорит рикша Ван Люй Гуй.
Такой транспорт проедет и по старым пекинским улочкам, где не разъехаться двум машинам, и по большим магистралям на зависть всем тем, кто намертво застрял в пробке.
Звоните и вам откроют. Правоохранительные органы Бельгии призывают владельцев всех магазинов закрыть двери, но повесить звонок для клиентов. Чтобы продавцы видели, кого собираются впустить. Причина - участившиеся случаи ограблений. И если раньше страдали только ювелирные лавки, теперь вызовы полицейских и в книжные магазины уже не редкость. Ювелиры, к слову, первыми ввели такую пропускную систему, в некоторых магазинах есть даже своеобразный тамбур, чтобы оперативно среагировать, не пустить грабителя, которого с первого взгляда не рассмотрели, в торговый зал. Ну а подхватили моду бутики дизайнерской одежды. В самых же посещаемых продуктовых магазинах пока думают. К слову, покупатели ничего против звонков не имеют. Наоборот, говорят, что так даже интереснее: идешь, как в гости.