Эксперты рассказали, что делать пациенту, если не получается перейти из одной поликлиники в другую
Нововведение Минздрава, которое должно помочь многим, на практике пока осуществить не так просто. Несколько месяцев назад пациентам было разрешено раз в год менять и лечащего врача, и клинику.
Новая поликлиника, современная техника, широкие коридоры и узкие специалисты. Жительница Екатеринбурга Наталья Ражева хотела, чтобы её лечением занимались именно здесь. Но когда она пришла подать заявление о постановке на учёт, ей категорически отказали. Поликлиника, дескать, и так переполнена пациентами, да к тому же по месту регистрации вам полагается посещать совершенно другую больницу.
"Было удивление, конечно, в том плане, что не получится наблюдаться там, где хочется", - говорит Наталья Ражева.
Для удивления была как минимум одна уважительная причина. Летом этого года вступил в силу приказ Минздравсоцразвития, который разрешает раз в год поменять и лечащего врача, и медицинское учреждение. Причём для всё, что для этого нужно, стандартный набор документов и заявление пациента. Сделано это для того, чтобы повысить конкуренцию между лечебными заведениями, ведь за каждого больного поликлиника получает деньги от страховой компании. Но на деле некоторые медучреждения всеми правдами и неправдами отбиваются от новых клиентов. И такая ситуация удивляет не только Наталью, получившую отказ, но и представителей страховых компаний.
"Сложно представить, что магазин отказывается от покупателя, сказав, что: "Ты уйди, у нас не хватит на тебя продуктов". Или частная клиника откажется от пациента, сказав: "Да ну, не ходи, у нас без тебя хватает людей". В рыночной экономике подобное поведение структуры, оказывающей услуги, просто невозможно", - отмечает президент ассоциации региональных медицинских страховщиков Максим Стародубцев.
В местном фонде обязательного медстрахования нам объяснили: дело не только в сопротивлении рыночным условиям. Переходя из поликлиники в поликлинику, пациенты одних врачей оставляют без работы, а других вынуждают работать с удвоенной нагрузкой. Больницы, как говорится, не резиновые, рабочее время доктора имеет границы. Аншлаг в отдельно взятом учреждении здравоохранения ведёт к ухудшению качества медицинских услуг. Поэтому за отказами в прикреплении могут стоять объективные причины.
"Выбор есть. И реально люди о своём праве знать должны. Но особенности России, они все в один приказ Минздрава, наверное, не могут быть уложены. И поэтому где-то нужно рассматривать этот вопрос индивидуально", - говорит заместитель директора по медико-экспертной работе территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области Галина Тюленева.
Наталья рассудила, что индивидуально её случай может рассмотреть только суд. Она заручилась поддержкой своей страховой компании и без труда выиграла процесс. Оказалось, что у выбранной поликлиники ресурсов вполне хватит на дополнительную пациентку. И может быть даже не на одну.
"Когда мы задаём вопрос более глубокий: а какие меры вы приняли для того, чтобы ваши ресурсные мощности соответствовали возможности обслуживать население? В такой ситуации наступает очень длинная пауза и удовлетворяется просьба пациентки", - отмечает президент ассоциации региональных медицинских страховщиков Максим Стародубцев.
Для Ольги и Кирилла, ждущих очередного прибавления в семье, попытка встать на учёт по беременности в самую удобную им поликлинику, обернулась сначала бюрократическими проволочками, а затем вполне предсказуемым отказом. И это не смотря на то, что молодая мама уже однажды состояла на учёте в этой больнице, а так же на декларируемое особое внимание к женщинам в период беременности. Не говоря уже о приказе Минздрава. Но всё равно отказали.
"Пробелы в своём управлении они как-то вынуждены заштриховывать этими отказами. То есть, чтобы как-то разбалансировать нагрузку между учреждениями, с чем они должны справляться другими методами, они решили справляться такими барьерами. Я считаю, что это просто признак некомпетентности", - говорит Кирилл Варламов.
Кирилл и Ольга обратились за помощью в самые различные инстанции. Казалось, что отстоять свои права в этом вопросе ещё труднее, чем малышу взобраться на горку для детей старшего возраста. Но после обращения в медицинскую страховую компанию, проблема молодой семьи внезапно решилась всего за один день без судебных разбирательств.
"Нужно прикрепляться, нужно для себя понять, что это абсолютно законно, что каждый гражданин имеет право выбора медицинского учреждения, и всё-таки свои права отстаивать необходимо", - поясняет Кирилл Варламов.
Главное не забывать, что право поменять медицинское учреждение, лечащего врача и страховую компанию даётся лишь раз в году. А при возникновении проблем, страховая компания обязана обеспечить своего клиента юридической поддержкой в споре с руководством больницы.