В Москве открывается выставка, посвященная Чарли Чаплину
Два абсолютно разных человека: на экране и в жизни. Каким был Чарли Чаплин, когда не изображал хорошо всем нам знакомого киногероя, любой желающий может увидеть на выставке в Москве.
Взгляд исподлобья и закрытая поза - в этом сдержанном седовласом господине не сразу признаешь самого смешного человека на свете. Изношенные башмаки, тросточка и котелок сделали бродяжку Чарли узнаваемым во всём мире. Но застенчивым и сострадательным, готовым прийти на помощь слепой цветочнице или брошенному на улице малышу он был не всегда. На архивных снимках периода его работы над короткометражками в студии "Кистоун" - коварный Чарли, способный и соблазнить жену соседа, и обокрасть друзей.
О легенде эпохи чёрно-белого немого кино во всех красках рассказывают сотни фотографий. Бокс - любимый вид спорта Чаплина. Сцены с ним он включает в разные картины, но каждый раз это неповторимо и каждый раз смешно.
Представлять себе, чего ждёт публика, и поступать вопреки её ожиданиям. Бесконечные трюки рождаются у Чаплина на ходу - берёт ли он в руки будильник или видит маленького мальчика, который вдохновит его на новый сценарий. Чаплин - человек-оркестр, сам себе режиссёр, актёр, композитор. Даже то, как тянуть тележку с установленной видеокамерой, похоже, никто не знает лучше него.
"Чаплин - настоящий перфекционист! В фильме "Новые времена" должна была появляться женщина с большими пуговицами в форме гаек, чтобы они были лучше видны, нужна была пышная грудь. Ради короткого эпизода Чаплин устроил кастинг, эти фотографии сделаны, чтобы оценить размер бюста актрис", - рассказывает куратор выставки Сэм Стурдзе.
На съёмках фильма "Золотая лихорадка", чтобы изобразить сугробы, понадобилось 200 тонн штукатурки, около 300 тонн соли и 100 бочек муки. Пургу делали с помощью конфетти. Чаплин отснимет километры плёнки и будет монтировать месяцами, выбирая тот самый дубль.
"Здесь огромное количество кадров из знаменитых фильмов Чаплина, которые оживают на наших глазах, но изначально кино появляется, как оживающая фотография, как робот, который только-только учится ходить. Именно Чарли Чаплин дает ему настоящую жизнь", - рассказывает директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова.
В последние годы Чаплин избегал появления на публике перед объективами камер, но на кадрах семейной кинохроники он всё тот же Чарли, готовый рассмешить кого угодно и, как всегда, без лишних слов. Даже с появлением звука в кино Чаплин ещё долго отказывался говорить. Он изобрёл свой язык, которым мог рассказать гораздо больше. В конце каждой картины Чарли удаляется по пустынной дороге или исчезает в темноте кадра, чтобы появиться на экране снова и быть таким же простодушным, смешным и понятным, как и сто лет назад.