«Народная экономика» узнала всё о мошеннических сделках с залоговыми машинами
Купил то, не знаю что. О мошеннических сделках с залоговыми машинами сегодня "Народная экономика", но сначала новости.
Только самолетом можно долететь. Для всех без исключения жителей столь труднодоступных регионов страны в следующем году будут скидки на авиабилеты. 34%. Об этом сообщили в Министерстве транспорта, подчеркнув, что для школьников и пенсионеров к тому же сохраняются госсубсидии - половина от цены перелета. Все вместе это будет стоить бюджету 29 миллиардов рублей. Но одновременно потребуются деньги на поддержку малой авиации, парк давно пора обновлять. На какие разработки тут делать ставку - отечественные или иностранные - сейчас решают эксперты.
Не ждите писем. Пенсионный Фонд прекращает рассылку отчетов о накоплениях на личных пенсионных счетах граждан. За 10 лет многие так и не привыкли разбираться в подобной корреспонденции. А между тем каждое письмо стоило государству 35 рублей. И адресатов было 80 миллионов. Теперь появилась возможность сэкономить на бумаге. А те, кто интересуется состоянием своего счета, могут это сделать или через сайт Госуслуг или в своем отделении Пенсионного фонда. Эксперты, к слову, настоятельно советуют ежегодно проверять свои накопления. Если есть ошибки их проще исправить тут же - по факту. Чем разбираться в этой бухгалтерии спустя годы, при выходе на пенсию.
По пробкам на дорогах больших городов и не скажешь, что машин у россиян не очень много. Но со статистикой не поспоришь. От Европы даже Москва отстает раза в полтора. А в среднем по стране, разница уже вдвое. С США втрое. Лет 10, как минимум, считают эксперты, нужно нам, чтобы догнать лидеров. И все это время продажи машин с рук будут расти. В этом году, с января по август, продано таких уже 3 миллиона 700 тысяч. Новых, для сравнения в два раза меньше.
Дешевле - да. Но и рисков с поддержанными автомобилями куда больше, чем с новыми. Ведь тут во многом приходится верить хозяину на слово. Вот почему, к примеру, у него вместо паспорта транспортного средства лишь дубликат. Выгодной покупке Валерий радовался около года. На его объявление о продаже лесовоза откликнулся покупатель: предложил обменять спецтехнику на японский внедорожник, да еще и с неплохой доплатой - 400 тысяч рублей. Ударили по рукам. А недавно Валерию пришла повестка в суд.
"С учета она была снята, я ее пригнал домой, на учет поставил. Год и два ездил, а потом пришла бумага, что машина в залоге", - рассказывает владелец автомобиля Валерий Манеев.
Выяснилось: один из банков искал этот автомобиль 5 лет. Он был заложен под кредит в 800 тысяч рублей. За это время иномарка сменила несколько владельцев. Не повезло последнему.
"Я говорю: кто деньги брал, с того и требуйте. А того, говорят, нет в живых. Значит, выходит, я виновник что ли", - говорит владелец автомобиля Валерий Манеев.
По закону выходит именно так.
"Позиция правовая. Несмотря на то, сколько раз продавался автомобиль, к кому перешел автомобиль, залог остается на автомобиль", - поясняет начальник отдела организации работы по розыску должников и их имущества УФССП по Свердловской области Сергей Кулаков.
Проблема в том, что в России нет единой базы данных залоговых автомобилей. Причем залогов на машину может быть несколько. И не только у банка, у любого юридического или физического лица.
"В 90-е госинспекция регистрировала договора залога. А потом был принят гражданский кодекс, где было отменено это требование, и с тех пор договора залога авто нигде не регистрируются", - говорит заместитель председателя некоммерческого объединения "Уральский банковский союз" Евгений Болотин.
Это теперь Валерий понимает: должна была насторожить и скромная сумма, которую запросил прежний владелец, и дубликат паспорта транспортного средства, сам паспорт банк при залоге забирает. Но мошенникам, которые берут автокредит, а через несколько месяцев выставляют машину по низкой цене, так легко поверить! На вопросы покупателей, почему нет оригинала паспорта, отвечают: потерян или украден. Сгорела, к примеру, дача и ПТС вместе с ней. Поэтому и машину так срочно продают, чтобы дачу отстроить.
"Единственное, чем может себя покупатель обезопасить: в тексте договора продавец должен прописать, что он уведомляет, что авто не в залоге, не под арестом, не наложено никаких обременений, это дает возможность вернуть стоимость денег, которые были заплачены за автомобиль", - отмечает заместитель председателя некоммерческого объединения "Уральский банковский союз" Евгений Болотин.
Но предыдущий владелец иномарки уверяет: ничего не знал о ее темном прошлом. За что купил, за то продал. Судиться с ним можно, но шансы вернуть деньги, говорят юристы, невелики. Зато дают еще один совет: покупая машину с рук, проверьте продавца, а лучше всех предыдущих владельцев автомобиля, не являются ли они крупными должниками. Такая информация есть на сайте федеральной службы судебных приставов.
"Будем мы судиться. Дело уже не денег. Дело принципа", - говорит владелец автомобиля Валерий Манеев.
Самое обидное для Валерия: машина по прежнему стоит в его гараже. Судебные приставы оставили ему автомобиль на ответственное хранение. Пока банк не выставит его на торги. Первым покупателем собирается стать сам Валерий: слишком много сил и средств вложил он в машину, чтобы теперь с ней расстаться.
Когда в кармане всего 100 евро. Эксперты посчитали, что на эти деньги может позволить себе турист в разных городах мира. Так вот в Рейкьявике, он самый дорогой, и день не протянуть. А на курортах Гоа 12 дней можно ни в чем себе не отказывать. Выяснилось также, что приличный обед в Бангкоке как стакан газировки в Риме. А одна поездка в венецианской гондоле - это 20 дней на автобусах и метро Киева. По совокупности, Киев замыкает дорогую европейскую часть рейтинга. В столице Украины на 100 евро 4 дня можно есть, спать и осматривать достопримечательности. А вот Москва за эти деньги и на пару суток не приютит. И это при том, что наша дорогая столица лишь на 15-м месте из 40 возможных.