Петербургские реставраторы взялись подарить новую жизнь легендарному танку времен Второй Мировой
Машину подняли со дна Невы, под водой она пролежала почти 70 лет.
Из подручных инструментов только кувалда. Уставшие махать ей реставраторы шутят: даже в такой мелочи, как процесс сборки, их никто не упрекнет в исторической недостоверности. Примерно так и устанавливали шестерню привода на этот самый танк КВ на Кировском заводе Ленинграда в октябре 1941 года. Но внешне простая конструкция до сих пор удивляет механиков продуманностью и надежностью.
"Уровень был высокий. Видно, что это очень серьезный уровень, который и позволил противостоять самым мощным армиям", - отмечает старший научный сотрудник Национального автомобильного музея Андрей Значко-Яворский.
Несколько томов чертежей - некогда совершенно секретная документация на тяжелый танк КВ – "Клим Ворошилов". Не упуская мельчайших деталей, энтузиасты пытаются воссоздать боевую машину в первоначальном виде.
Со дна Невы ее подняли осенью 2011 года. Почти 70 лет КВ пролежал под водой. Без орудия, с разбитой прямым попаданием бомбы кормой и по-прежнему крепкой броней. Ржавчина ее почти не повредила. На корпусе и сегодня можно разглядеть все боевые шрамы.
Главное, сохранился номер танка. По нему и удалось восстановить его историю. Прямо с конвейера он отправился в свой первый, и, как выяснилось позже, последний бой. Донесение о нем сохранилось в архивах Западного военного округа.
"В 9.30 30 ноября 1941 года после артподготовки танки вышли в атаку двумя эшелонами атаковать противника на Невском пятачке", - рассказывает начальник отдела гусеничной и специальной техники Национального автомобильного музея Евгений Кривошеев.
20 КВ и 10 "тридцатьчетверок" до самого вечера пытались отбросить немцев с занятых позиций. Атаку остановило минное поле. Этот КВ утонул под бомбами, когда его переправляли в ремонт на другой берег.
Узнали историки и судьбу командира экипажа, младшего лейтенанта Василия Ласточкина. В том бою его тяжело ранило, после госпиталя вернулся на фронт. В августе же 1941 года он воевал в роте Зиновия Колобанова и участвовал в знаменитом бою, когда всего десять советских КВ смогли уничтожить 43 танка противника. После того сражения Гитлер приказал захватить завод, на котором производили такие машины.
"На тот период начала войны это был самый мощный танк в мире. Неожиданностью это оказалось для немцев", - говорит старший научный сотрудник Национального автомобильного музея Андрей Значко-Яворский.
Больше года потребовалось реставраторам, чтобы разобрать все механизмы, вычистить, покрасить и вот теперь приступили к сборке. Работы еще немало. Пока непонятно как быть с двигателем, он слишком сильно поврежден, но менять его на другой не хотят.
"Наша задача не просто восстановить эту машину до рабочего состояния, а именно сохранить максимально все подлинные детали, элементы, оснастку и так далее", - отмечает старший научный сотрудник Национального автомобильного музея Андрей Значко-Яворский.
Опыт у реставраторов уже есть. Не так давно им удалось вернуть к жизни Т-38, также пролежавший на дне Невы несколько десятилетий. До последнего болтика - это тот самый танк, на котором выходили в бой советские танкисты. Он и сейчас готов к сражению. И скоро рядом с ним в строй встанет его старый боевой товарищ.
Легендарный КВ. Всего до настоящего времени сохранилось около десятка подобных машин. Но все они лишь обездвиженные памятники. Петербургские же реставраторы надеются, что из КВ когда-нибудь отправится своим ходом, пусть не в бой, но, хотя бы, на парад Победы, праздник, которого без этих танков, возможно, никогда бы и не было.