Инструкция «народной экономики»: куда жаловаться, если с банковского счета исчезли средства
Как и куда жаловаться на банк, если вам там что-то неправильно посчитали, рассказала "народная экономика".
За умалчивание информации или продажу просто плохого товара - стотысячные штрафы
Депутаты предлагают напомнить продавцам, что покупатель всегда прав, поправками к кодексу об административных нарушениях. Сейчас, к примеру, за обман потребителя, магазины платят, максимум, 20 тысяч рублей. Но штраф хотят увеличить в 15 раз - до 300 тысяч. А поймают за руку повторно - будет уже миллион рублей или на месяц закроют торговую точку. В 2011 году по результатам проверок Роспотребнадзора выявлено почти 240 тысяч нарушений прав потребителей. И это при том, что контролеры приходят незвано только в экстренных случаях, а так график визитов детально расписан.
В Новый год по старым ценам
Поездом в первые числа 2013 года путешествовать будет не дороже, чем сегодня, если купить билеты заранее. Вопреки традициям, их пока продают без учета грядущего подорожания, потому что не готовы официальные документы, хотя принципиальное решение, в том числе Федеральной службы по тарифам, есть. Проезд в плацкартных и общих вагонах подорожает в 2013 году процентов на 10, как минимум. Зато в купейных – не больше, чем на 5%, что ниже прогноза инфляции. А класс СВ решено вообще не индексировать - комфорт за те же деньги.
50 тысяч рублей - не вопрос
Эксперты выяснили, какой займ получить сегодня проще других. Так называемые "дозарплатные" вне конкуренции. Микрофинансовые организации дают в долг 75 клиентам из 100. А вот банкиры, которых хоть и критикуют за растущие объемы кредитования, куда избирательнее. Потребительских займов одобряют не больше 40%. Суммы тут, правда, уже до 200 тысяч, и сроки возврата - до года. Ну а ипотеку и автокредит получает лишь каждый четвертый клиент, оформивший запрос.
Отмечают параллельно эксперты и рост спроса на самые разные банковские услуги. Каждый пятый из нас в ближайший год планирует только наращивать такое финансовое сотрудничество. Как в любом деле, и тут не без проблем. Вот только бьют они подчас по кошельку. И что делать, если ошиблись не в вашу пользу?
Пишите письма
Константин Стародуб - пострадавший вкладчик банка. Возмущение этого вкладчика понять можно: Константин положил на собственный счет 54 тысячи рублей, но непонятным образом эти деньги трансформировались в 54 рубля. Ошибку вкладчик заметил быстро и сразу обратился с претензией в банк. Но переписка затянулась на несколько месяцев. Деньги до сих пор не вернули, и Константин уже готов смириться с потерей.
Это классическая ошибка, говорят специалисты. Нужно жаловаться по всей цепочке: от рядового клерка до руководителя банка. Большинство серьезных банков стараются уладить противоречия с клиентами самостоятельно, не вынося сор из избы. У всех на сайтах есть "окно обратной связи", где можно оставить свою претензию. Правда, сообщение может не дойти до адресата по техническим причинам или быть пропущено оператором. Поэтому лучше продублировать электронное письмо бумажным.
Максимум, дней через 10 банк должен ответить. Но если проблема не решена, жалуйтесь в другие ведомства. На недобросовестную рекламу, к примеру, когда обещали 16% по кредиту, а на деле получилось все 30% - в Федеральную антимонопольную службу.
"В соответствии с антимонопольным законодательством, мы обязаны рассмотреть жалобу в течение месяца. Если же для нас требуются дополнительные доказательства, то рассмотрение жалобы мы, максимум, можем продлить еще на 2 месяца. Максимальный срок – 90 дней. За пределами этого срока гражданин может обратиться на нас в суд", - пояснил заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Кашеваров.
А вот по конкретным банковским комиссиям: что законно, а что излишне - это в Роспотребнадзор. Там могут представить ваши интересы в Арбитражном суде, а могут и сами принять административные меры.
"Если будет усмотрено нарушение потребительских прав, банально банк будет оштрафован. И кроме этого, будет выписано предписание на устранение тех недостатков, которые были выявлены в ходе проверки. Если эти же предписания не будут выполнены, то мы оставляем за собой право, используя судебный механизм, даже приостановить деятельность этого банка", - утверждает заместитель начальника отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по городу Москве Аркадий Савонкин.
Из тяжелой артиллерии - Центробанк. Его рекомендации кредитные организации редко игнорируют. Заявку можно оставить в Интернет-приемной и ждать ответа те же 30 дней.
И, конечно, есть еще судебный вариант. Правда, специалисты предупреждают: процесс может быть долгим. К тому же, придется нанимать опытного, а значит, дорогостоящего адвоката. Поэтому лучше страховаться от возможных неприятностей еще на первоначальном этапе. Если вас что-то не устраивает, ищите другой банк. А прежде чем подписывать любые финансовые документы, внимательно читайте, особенно то, что мелким шрифтом.
Из рук в руки не больше 2,5 тысяч евро
В Испании вступает в силу закон, ограничивающий наличные расчеты. Это чтобы повысить прозрачность бизнеса и собираемость налогов. Штраф за сделки с бумажными евро на большую сумму - четвертая часть от нее. Причем, наказывать собираются и продавца, и покупателя. Ну а чтобы поймать их на противоправном деле, на сайте налогового ведомства есть раздел "для информированных граждан". Анонимные доносы, правда, не принимаются - придется представиться и сообщить номер паспорта.
Туристы, впрочем, могут не беспокоиться. Для них за наличный расчет доступны товары и услуги до 15 тысяч евро.