Попытке построить социализм в отдельно взятой коммуне исполняется ровно сто лет
Речь об израильских кибуцах, которые в чём-то походили на советские колхозы, где всё имущество общее, зарплату не дают, но всё делят поровну. За сто лет многое изменилось. И кибуцы, в отличие от тех же колхозов, неплохо вписались в современность.
Они сами придумали этот ритуал - поклонения труду. Уже более века в кибуцах Израиля постоянно что-то отмечают - и государственные праздники, и местные, как День жатвы. В далеком 1910 году первый в мире кибуц Дгания основали к югу от Тивериадского озера. Сегодня здесь поют "Оду к радости труда", ни минуты не сомневаясь, что мелодию сочинили тут, первопоселенцы.
Эмигранты из России привезли свои заповеди - полный отказ от частной собственности и эксплуатации человека человеком. Отменили деньги. Работали по 60 часов в неделю, с 5 утра и до поздней ночи. Художники и музыканты могли заниматься творчеством лишь с разрешения общего собрания, да и то по часу в неделю. Всё для того, чтобы в плавильном котле кибуца возник новый тип израильтянина - сильного и мощного. Понимающего, что совсем рядом идеологические противники. Как раз этим в общине Дгания и по сей день объясняют все проблемы. Отцы-основатели еще в 50-х раскололись на почве международной обстановки. Между прежде единым поселением возник самодельный забор.
Под фотографиями вековой давности сегодняшние обитатели кибуца заняты промышленными алмазами. Теперь зарабатывают деньги, отдав часть пашни в аренду промышленникам. Да и заповедь об отказе от наемного труда, похоже, устарела. Приглашенный главный инженер завода- влиться в общину отказался, его аргумент: "мы это уже проходили".
"Кибуц это не колхоз. Да, здесь все решает собрание, но именно поэтому у нас нет колхозников и тунеядцев, мы выгоняем их из общины. Да, люди работают за палочки, но теперь членам кибуца дают разрешение работать за его пределами и перечислять кибуцу заработанное", - говорит житель кибуца Цви Маром.
Работницы прачечной раскладывают выстиранную одежду по номерам, за каждой семьей закреплён свой. Постельное белье не гладят, это не принято. Об индивидуальной стиральной машине или кухонной плите здесь никто и не вспоминает. Есть можно и нужно в столовой, вместе со всеми, хотя не запрещено унести что-то со шведского стола домой в общественной посуде. Но если быта в большинстве кибуцев как не было, так и нет, то теперь появилось личное время на воспитание детей.
"Уже нет обязательного правила сдавать детей на воспитание обществу типа интернатов внутри кибуца. Теперь у нас просто хорошие детские сады и очень хорошие дома престарелых - всё бесплатно для тех, кто не приносит общине трудовой пользы, но заслужил заботу", - отмечает жительница кибуца Литаль Бен Ами.
Вечер долгого дня принято проводить вместе в столовой при свечах и в красивых нарядах. Еда вкусная, но простая, без деликатесов. А вместо молитвы перед трапезой, обязательной в израильских религиозных семьях, в подчеркнуто светском кибуце "Ода к коллективной радости". Когда-то гимн общей идее, сегодня просто аккомпанемент для ужина в трудовом коллективе.