Жительницы Европы не хотят идти в инженеры, хотя потребность в них огромная
Власти Союза решили пойти на хитрость и начали весьма оригинальную, во многом спорную пропаганду исследовательского труда. Мария Шубина о самой рекламе науки и бурной реакции на неё.
Вопреки первому впечатлению, это не реклама новой косметики или духов. Таким ярким, провокационным роликом европейские чиновники решили привлечь девушек в науку. По мнению создателей видео, красотки на высоких каблуках должны были убедить зрительниц бросить всё и пойти в инженеры.
Специалистов по рекламе привлекли, когда о проблеме заговорили преподаватели лондонской Королевской академии. Читать лекции им приходится в полупустых аудиториях.
"Нам не хватает женщин-инженеров, а всё из-за системы среднего образования. Девушек изначально ориентируют на гуманитарные науки, хотя и среди них многие с техническим складом ума. Мы предлагаем ввести обязательный экзамен по физике для 20% выпускников, и юношей, и девушек", - говорит декан инженерно-технического факультета Королевской инженерной академии Мэттью Харрисон.
На привлечении прекрасного пола в науку настаивают и те, кто ежедневно видит перед собой юных инженеров на практических занятиях - оказывается, у девушек особые преимущества.
"Там, где нужна тонкая работа, отличная координация руки и глаза мои ученицы куда успешнее. Например, при соединении микросхем нужна такая же ювелирная точность, как у стоматолога, а не все юноши на это способны", - считает преподаватель Рон Смит.
По статистике, 23 тысячи юношей и девушек каждый год получают в Британии диплом инженера. Для сравнения - в Индии молодых специалистов в этой области в 8 раз больше, в Китае - аж в 20 раз. При том, что британской промышленности нужно как минимум 100 тысяч инженеров в год, создается идеальная ситуация для "перекачки умов".
"Общество всё более зависимо от развития технологии. Все мы хотим самый новый телефон, самый современный компьютер. А кто их будет изобретать?" - отмечает декан инженерно-технического факультета Королевской инженерной академии Мэттью Харрисон.
Но, по мнению самих ученых, чиновники взялись за решение проблемы не с той стороны. Пресловутая социальная реклама от Евросоюза под лозунгом "Наука - женское дело" их просто обидела.
"Мне трудно судить, как отреагировала молодежь, но мне и моим коллегам, женщинам-ученым, реклама показалась оскорбительной. Мы пришли в науку, потому что нам было интересно, как устроен мир, а не для того, чтобы писать формулы помадой на стекле", - говорит кандидат наук, астроном Меган Грей.
На видеоролик уже появилась масса пародий, где идея недалекой девушки-ученого доводится до абсурда.
Но всё это было бы смешно, если бы не горькие цифры, говорящие сами за себя. К 2020 году, по расчетам Еврокомиссии, в Старом Свете будет почти миллион свободных вакансий для инженеров, и если ничего кардинально не изменится, вряд ли хотя бы половину из них заполнят выходцы из самой Европы.