«Народная экономика»: вернуть деньги за бракованные смартфоны и планшетники теперь будет проще
Пересчитать эмоции на рубли. Какая компенсация положена потребителям, погрязшим в спорах с продавцами некачественных товаров. Об этом "Народная экономика", но сначала новости.
Возможно, этой осенью Пенсионного фонд провел последнюю массовую почтовую рассылку сведений о личных пенсионных накоплениях россиян. В Госдуме предлагают освободить фонд от обязательств по так называемым "письмам счастья". Получают их 80 миллионов человек, а это 3 миллиарда рублей расходов. Притом, что все подробности о своем счете можно узнать через портал госуслуг - нужно лишь зарегистрироваться. Впрочем, тем, кто любит читать письма - не откажут. Нужно будет подать соответствующую заявку и информацию вышлют в частном порядке.
Самая дорогостоящая из коммунальных услуг - горячая вода - в столице может со временем подешеветь. По крайней мере, есть не только идея как это сделать - идет эксперимент по рекуперации тепла в помещении. Поступающая горячая вода дополнительно подогревается за счет выходящего из вентиляции горячего воздуха. И в нескольких офисах, общежитиях, двух детских садах и школах уже встроили в систему специальные тепловые насосы. Но испытания идут не без сбоев, и разработчики отмечают сложность внедрения новшества в некоторых жилых домах – там, где нет централизованной вентиляционный системы. К тому же, нужна хорошая теплоизоляция, чтобы тепло не уходило через стены и окна. А иначе на воду его не хватит.
Помогите вернуть деньги! В государственные и общественные организации ежегодно поступает четыреста тысяч жалоб на продавцов товаров и услуг. И это, отмечают эксперты, лишь десятая доля общего недовольства покупателей, большинство из которых или самостоятельно решают проблемы, или вообще не отстаивают свои права, полагая - так себе дороже. Впрочем, официальной статистики достаточно, чтобы понять, где чаще обижают потребителей. На первом месте - магазины, прежде всего, сложной бытовой техники, которую сложно вернуть или поменять.
А между тем обманутый покупатель имеет право требовать не только разобраться с неисправным прибором. К претензии, и это абсолютно законно, можно добавить материальный и моральный ущерб, если спор с продавцом затянулся.
Подарком не в радость долгожданный планшетник стал благодаря магазину. Сначала отказывались признавать дефекты и брать на экспертизу, потом посылали в неработающие гарантийные сервисные центры - потребительская битва Ксении продолжалась 2 месяца. Девушка победила - товар вернула. Требовать большего, например, возмещения моральных и материальных убытков - не захотела.
В Верховном суде поддержали покупателей, попавших в схожие ситуации. Рассмотрев судебную практику, не изменяя сам Закон о защите прав потребителей, разрешили спорные моменты. Теперь, если дело доходит до суда и покупатель выигрывает, то получает поощрительный бонус.
"Дополнительно к стоимости товара, неустойкам, компенсации морального вреда, убытков, вы получаете еще половину от всей совокупности этих сумм. Вся сумма, взысканная в его пользу, умножается еще на полтора. Это такая мера, чтобы заставить продавца решить все с вами мирным путем", - объясняет юрист Дмитрий Лесняк.
Самая проблемная группа товаров - технически сложные - это почти вся современная техника. Теперь покупатели не обязаны доказывать, что недостаток части - это изъян целого, т.е. когда на смартфоне не работает блокнот или калькулятор - программное обеспечение, которое установил производитель - это брак всего аппарата.
Порядок заявления претензии не изменился: можно требовать все, что полагается по закону: возврат, скидку, обмен, даже с перерасчетом, когда меняешь на другую модель и по-прежнему только в первые 15 дней после покупки, дальше только ремонт.
"По истечении этого срока потребитель может предъявить требования - обмен и возврат при соблюдении одного из трех условий, установленных законом. Это либо существенный недостаток, т.е. недостаток, который невозможно устранить с помощью ремонта; это превышение сроков устранения недостатков; и третий - это невозможность использовать товар в течение более чем 30 дней в течение каждого года срока гарантии", - объясняет начальник управления сервисного обслуживания магазина Евгений Петраков.
Невозможно отремонтировать - это и когда ремонт выходит дороже самого товара, уточняют в Верховном суде. И отмечают, что моральный и материальный ущерб теперь доказывать не надо. Важно в первой же претензии к магазину заявить адекватную сумму возмещения. А если там не идут на встречу, то победа в суде автоматически гарантирует компенсацию. Но размер ее обязательно пересчитают. Поэтому лучше приложить к иску максимум "улик".
"Показания свидетелей, больничные листы, билеты на транспорт, если торгующая организация находится в другом регионе, и вам приходилось ездить, тратить свое рабочее и свободное время", - поясняет юрист Дмитрий Лесняк.
Оценить материальный ущерб помогут те же транспортные расходы до магазина, счет за услуги эксперта, чек негарантийной мастерской, если товар пришлось чинить срочно, например, машину на дороге, расходы на транспортировку и даже траты на переговоры с продавцом по мобильному телефону. Тут достаточно незаверенных копий - оригиналы юристы призывают отдавать лишь взамен на причитающиеся деньги.
6-7 миллионов евро потенциального дохода заставили власти Швейцарии пересмотреть правила работы магазинов на станциях техобслуживания автомобилей. Теперь любые запчасти на основных автомагистралях страны можно купить 24 часа в сутки и тут же на месте установить их вместо вышедших из строя. Что выгодно, прежде всего, туристам, раньше вынужденных ждать такой возможности до утра. Для Швейцарии, где нет других круглосуточных магазинов, это целая революция. В стране сильны профсоюзы, отстаивающие право на полноценный ночной отдых, в том числе и для работников торговли. А поэтому в городах запчасти, равно как другие товары, купить по-прежнему можно будет только днем.