В Волгоградской области пенсионеров-инвалидов вместо дома престарелых отправляют в приёмные семьи
У одиноких, тяжело больных людей, не способных себя обслуживать, оказывается есть выбор. В Волгоградской области проводят очень важный эксперимент, когда таких пенсионеров стараются определить не в дом престарелых, а в приёмные семьи.
Собственные воспоминания - все, что осталось у Таисии Максимовой от ее прежней жизни. После гибели сына полностью ослепла, пока скиталась по клиникам, развалился дом. Когда уже оформляла документы в дом-интернат, на лавочке в больничном дворе познакомилась с Наташей Привада. Молодая женщина рассказала: районная соцзащита предлагает семьям брать на попечение одиноких пожилых людей. И спросила: "Поедешь ко мне?" Таисия Петровна согласилась.
"Мне хотелось домашнего уюта, домашней обстановки, надоело лежать в больнице. Вот поэтому я на это пошла", - рассказывает Таисия Максимова.
Жить вместе, признаются, им пришлось учиться. Чтобы понять друг друга, разговаривали ночи напролет. Трем маленьким дочерям Наташи Таисия Петровна заменила бабушку.
Играть шахматными фигурами в шашки они придумали, когда Виктор Андреевич стал хуже видеть. В семье Башкировых он живет уже почти четыре года. Из-за сахарного диабета ему ампутировали ноги. Односельчане приехали проведать и оставить в больнице уже не смогли.
Пять раз в день уколы инсулина и диетическая еда по расписанию. Близкие Виктора Андреевича такие хлопоты на себя взять не захотели. Родственники до сих пор настаивают: чтобы приемная семья отправила пожилого человека в интернат. Григорий Башкиров разводит руками: разве можно лишать старика привычного уклада деревенской жизни?
В Дубовском районе Волгоградской области 12 семей стали приемными для одиноких пожилых людей. Проект был придуман, чтобы хоть немного сократить в селах очереди в дома для престарелых и на услуги соцработников на дому. Не скрывают, государству выгоднее платить зарплату тем, кто принимает в семью нуждающего в заботе старика, чем оплачивать его содержание в интернате.
"Вознаграждение идет принимающей стороне в размере 4600 и еще до 75% бабушка должна отдать со своей пенсии, но здесь они уже - на общий семейный бюджет", - объясняет директор Дубовского центра социального обслуживания населения Татьяна Федорова.
Психологический тест на совместимость, полное медицинское обследование обеих сторон и договор, где кроме обязанностей прописано отсутствие каких-либо притязаний на имущество друг друга. Эксперимент, который длится полтора года, по мнению организаторов, удался. Ни одна такая семья до сих пор не распалась. Еще несколько возьмут на попечение пожилых людей в ближайшее время. А вот те, кто участвует в проекте с самого начала, недавно предложили еще больше ужесточить требования к принимающей стороне - запретить брать к себе чужих стариков тем, кто когда-то оставил без поддержки собственных.