«Народная экономика» узнала, как можно сэкономить при покупке овощей
Урожай с соседней грядки. Как сэкономить закупая овощи на зиму? И когда в России введут маркировку для экопродуктов? Об этом "Народная экономика", но сначала новости.
Маленькие банки начали, крупные присоединяются. Эксперты отмечают повышение максимальных ставок по вкладам в большинстве кредитных учреждений. Где на 0,2%, а где и на 1,25%. Что связывают, во многом, с сезонным фактором: осень традиционное время роста интереса граждан к депозитам. Вот только лучшие предложения за пределами массового сегмента. Вклады до 700 тысяч рублей, а на такие есть госстраховка, уже год не меняются в цене. Максимальные ставки в районе 12%. В Центробанке об этом знают и собираются пересмотреть правила мониторинга банковских предложений. Сейчас учитывают ставки десяти крупнейших банков, а всем остальным к усредненной разрешается добавлять еще от силы 1,5%. Так вот, спецпредложения, когда вкладчикам предлагают параллельно, к примеру, застраховать жизнь или вложить часть средств в паевые фонды, из этой статистики хотят убрать. Чтобы уточнить стоимость депозитов, пользующихся наибольшим спросом.
Так называемые "зеленые" стандарты Европы может перенять и российский рынок продовольствия. Ожидается, что уже осенью в правительство внесут законопроект о единой специальной маркировке экологически чистых продуктов, то есть выращенных без химических удобрений. Правда, судя по тому же евроопыту, этот знак качества увеличивает цену примерно на треть. Хотя всё понятно: вырастить, да и сохранить урожай дедовским способом, конечно же, сложнее. Да и для государства расходы будут немалые, ведь нужно отладить саму систему контроля, но сначала договориться с теми же производителями, какие технологии позволят им поставить на свой товар значок "био". В Европе, к слову, предприятиям, перешедшим на "зеленые", то есть экостандандарты, помогают деньгами.
Ну а то, что спрос на овощи дальше будет только расти, подтверждают самые разные исследования. К примеру, большинство москвичей, имеющих свои дачи, теперь предпочитают там все-таки отдыхать, а не возделывать грядки. В регионах интерес к собственному урожаю повыше, но запасы на зиму никто не отменял. И оказывается никуда не ушли поездки на картошку.
Своего огорода у Валентины Андреевой нет. Но без овощей не остается. Она их зарабатывает. На совхозных полях. С каждого собранного килограмма 70 граммов её. За счет таких помощников заказчик, в итоге, решает проблему уборки урожая. А они сами обеспечивают себя картошкой на всю зиму.
"Когда мы здесь убираем на поле, потом уже набираем картошку себе, какая нам нравится картошина", - говорит жительница деревни Валентина Андреева.
"Конечно, выгодно, а как же не выгодно-то? У меня, кстати говоря, дома уже, зима - я с картошкой. Самим-то, конечно, лучше, я заработаю, я знаю. А в магазине дороже", - добавляет житель деревни Юрий Коробочкин.
Дороже, потому что через посредников. А их бывает целая цепочка, и у каждого свой процент и свой маршрут. Вот и путешествуют овощи по всей стране.
"С января я сдал им морковь. 25 тонн отгрузили. Я говорю: куда едет морковь? В Волгоград. Я говорю: как в Волгоград? Все вроде оттуда везут, а тут отсюда в Волгоград. В итоге я денег по сей день еще никак не получу от них. То они скрываются, то они телефон отключают, то номера меняют", - рассказывает фермер Николай Фомкин.
А в тех магазинах, где напрямую работают с фермерами, цены подчас еще выше. Потому что помимо всех затрат - на доставку овощей от производителя, хранение их на складе, работу сотрудников, аренду и содержание помещения - еще и двойной контроль качества. Продавцы обещают, что лично еще на грядке проверят чуть ли не каждый помидор.
"Каждую поставку по органолептике, а также с помощью нитратомера мы проверяем овощи. Помимо этого раз в месяц мы выезжаем повторно к нашим фермерам и проверяем на месте. Помимо этого запрашиваем у них информацию об их собственных проверках, которые они должны делать в обязательном порядке на радиацию, на содержание нитратов в почве и в овощах, и фруктах", - поясняет директор магазина натуральных продуктов Иван Томасов.
В Москву самих фермеров зовут на выходные. Торговать напрямую - на ярмарках. Заявки принимают в префектурах и там же выделяют место. Бесплатно. С условием, что лишнего не накрутят.
"Многие привыкли, у многих есть постоянные покупатели, но зачастую не вся продукция поступает на стол, скажем так, москвичей, потому что иногда в регионе выгоднее продать ту продукцию, то есть те транспортные издержки, которые фермер несет, ему просто невыгодны. Он по той же самой цене может продать эту продукцию и у себя", - отмечает руководитель Департамента торговли и услуг Алексей Немерюк.
Овощи подешевле можно купить и через интернет. Но тут нюанс: ради килограмма моркови и трех картошки к вам, скорее всего, не поедут. Заказы, минимум, от 2 тысяч рублей. Ну, или платите за доставку.
Можно, впрочем, еще весной решить вопрос осенних закупок. В Ульяновской области продают овощные сертификаты. Стандартный стоит чуть больше полутора тысяч. И это за 50 килограммов капусты, 30 моркови, 15 свёклы, 80 картофеля и 25 лука. Но деньги вперед.
"Очень тяжелое финансовое положение, как правило, у хозяйства весной после посевной нужно, значит, уход за посевами вести, нужно горючее покупать, нужно средства защиты растений покупать. И как раз нам эти деньги нужны", - объясняет заместитель директора овощеводческого хозяйства Петр Еремкин.
В сентябре предоплаченный продуктовый набор привезут прямо на дом. Если качество не устраивает, деньги вернут. Но тогда опять же остаются рынки и магазины.
В метро Вены даже тем, кто не знает немецкий, теперь не нужно стоять в очереди в кассу, чтобы всеми доступными средствами объяснить оператору, сколько и каких вам нужно билетов. Более 350 автоматов, понимающих еще 11 языков, в том числе английский, французский, итальянский и, что приятно, русский, продают проездные документы, практически, на всех станциях подземки. Выбор языков австрийцы объяснили просто: брали страны, откуда едет большинство туристов. Россияне, судя по местной статистике, за последний год втрое чаще проводят в Вене хотя бы одну ночь. Наших, конечно, не больше, чем европейцев, но по росту интереса к Австрии мы все же первые.