«Народная экономика» узнала, почему на эстонской границе заглядывают в топливные баки
Кто сможет парковаться в центре Москвы бесплатно, почему на эстонской границе заглядывают в топливные баки автомобилей и кому дороже других обходится бронирование отелей через интернет. Все это в "Народной экономике", но сначала о пилотном проекте доходных домов, реализованном в Новосибирской области.
Съемная двухкомнатная квартира за 15 тысяч рублей в месяц. Причем половину суммы оплачивают местные власти и работодатели. Сотрудникам ряда предприятий Новосибирской области, а также молодым ученым, не решившим пока свой квартирный вопрос, сделали выгодное предложение. Аренда жилья в новостройках в поселке Ложок. Рабочие места, к слову, в нескольких километрах. Два дома на 130 квартир, построены в рамках инвестиционной программы Госагентства по ипотечному жилищному кредитованию и были выкуплены областью отчасти за счет кредита агентства. Платежей квартирантов, подсчитано, должно хватить, чтобы долг отдать. Доходные дома по тому же принципу скоро могут появиться в Калужской области, Ханты-Мансийске и Ангарске.
А в Москве тем временем стало понятно для кого точно будут бесплатными парковки в центре. Для резидентов, то есть для собственников жилья центрального округа столицы. Пока предполагается, что ни на квартирантов, ни даже на жильцов, прописаннных в квартирах, но не являющихся их владельцами, льготы распространяться не будут. Однако точный ответ даст эксперимент, который уже в ноябре стартует в Каретном ряду. Час стоянки на первой платной муниципальной парковке будет стоить 50 рублей. Оплата через паркон, фиксация камерами видеонаблюдения. Итоги подведут в феврале и только после этого платные стоянки начнут массово появляться сначала внутри Бульварного, а потом и Садового кольца.
Топлива должно быть только до дома. Эстонские таможенники, единственные на границах Евросоюза, теперь заглядывают в баки машин соотечественников, возвращающихся из России. Оказывается, из-за таких путешественников эстонский бюджет теряет в год не один миллион евро.
С виду обычный микроавтобус, на деле настоящий "бензовоз". Именно на таких машинах опытные перегонщики возят топливо из России, чтобы затем перепродать в Эстонии. В бак вмещается 170 литров. И некоторые водители делают по 15 рейсов в месяц. Вот только налоги от коммерческой деятельности не платят.
В Нарве литр бензина 95 марки стоит один евро сорок центов. Буквально в километре отсюда российская автозаправка, где топливо в два раза дешевле. Заполнил бак - сэкономил как минимум полторы тысячи рублей. Логика эстонских водителей понятна, зачем платить больше?
Правительство Эстонии объявило войну таким личным "бензовозам". Теперь на таможне следят за тем, сколько топлива в баках.
"Закон говорит, что в баке в транспортном средстве может быть топлива, которое не облагается акцизным налогом, только то количество, которое нужно до места назначения. То есть все сверх количества на самом деле облагается акцизным налогом", - говорит заместитель начальника отдела таможенного управления налогово-таможенной службы Эстонии Антс Кутти.
Выезжая из Эстонии, водители обязаны задекларировать имеющееся количество топлива, а по возвращении из России на границе у них могут проверить, полон ли бак. Например, для жителей Нарвы лимит 5 литров. За излишки придется платить. 60-70 центов за литр. Около 25 рублей. Получается, евроцена.
"Нарва, по-моему, самый безработный город. У нас все предприятия, что были, все закрыты. Маленькие фирмы остались. Людям, конечно, приходилось, не от хорошей жизни ночами ездили, хоть в разнице в топливе хоть что-то имели", - говорит местный водитель.
Но сколько бы ни возмущались водители, юристы на стороне государства. Введенные правила хоть и не евронорма, но законам ЕС не противоречат.
"В Таможенном Союзе таких мер не предусмотрено по такому жесткому контролю за вывозом топлива, у нас существует норма, что каждое лицо в праве вывезти топливный бак с собой полный плюс отдельно канистра, однако эстонские коллеги пошли дальше и более жестче и в общем-то, как мне кажется, эффекта своего достигли. Во всяком случае это их суверенное право и надо к нему спокойно относиться", - говорит Представитель таможенной службы РФ в странах Балтии Владислав Новиков.
К тому же пересечь на машине границу с Россией со стороны прибалтийского государства можно только по предварительной записи. Сразу понятно, кто часто ездит. Места в виртуальной очереди забронированы на неделю вперед, зато реальные многокилометровые пробки почти исчезли.
В соседних Латвии и Литве тоже есть ограничения по ввозу топлива. Но местным жителям разрешено раз в неделю возвращаться из России с полным баком бензина. Если чаще, опять же налог на излишки. Но все ограничения только для своих. Россиян они не коснулись. Власти заинтересованы, чтобы туристы без проблем пересекали границу.
Геополитика или маркетинговый ход. Эксперты проанализировали предложение одного из крупных интернет-порталов по бронированию отелей. И выяснили, что для разных стран там разные цены. К примеру, за ночь в популярном у туристов отеле Будапешта россиянам назовут цену в 95 долларов, а британцам и американцам 81 доллар, то есть на 15% меньше. Примерно такая же разница будет для итальянцев и жителей Гонгконга, в пользу последних, при бронировании парижских гостиниц. В ряде других случаев разрыв вообще доходит до 30%. Эксперты в этой связи советуют проверять цены на сайтах самих отелей.