В Москве открылась выставка, посвященная индонезийскому театру
О тайнах исчезающего искусства расскажут в Москве. В столице открылась выставка, посвященная удивительному миру индонезийского театра. Игра теней, уникальные марионетки, загадочные маски, созданные по древним технологиям - организаторы обещают посетителям незабываемое представление.
Индонезийские красавицы встречают зрителей то ли танцем, то ли музыкальным представлением. Театр в культуре этой многоликой и загадочной страны больше, чем просто театр.
Ваянг кулит - игра теней, которые оживают только в дни особых торжеств: свадьбы, рождения или сбора урожая. Появившись много столетий назад, такие спектакли были не развлечением, а ритуалом общения с духами, у которых просили защиты.
Тонкие, ажурные фигуры вырезаны из кожи буйвола, и, несмотря на то, что зрители видят лишь их отражения, расписаны самыми яркими красками. 60 метров хлопчатобумажного полотна - 24 сцены из жизни не просто любимого героя народного эпоса Индонезии. Принц Панджи - пример для подражания.
Ваянг бебер, или театр картин, под звуки гонга и ксилофона рассказывает об испытаниях знатного юноши в поисках пропавшей невесты. Кто в этой истории добрый, а кто злой - понятно сразу.
"Благородный человек изображается очень изящной фигурой, с тонким узким носом, с тонкими узкими глазами в виде рисового зёрнышка, а вот отрицательный персонаж выглядит вот так - с выпученными глазами круглыми, с толстым носом в виде дубинки", - говорит старший научный сотрудник Государственного музея Востока Галина Сорокина.
Ваянг топенг представлял танец актёров в масках, каждая из которых была богата символикой. Красный цвет говорил о свирепом характере, позолота на зубах - о знатном происхождении. Правда, сами актёры во время представления не произносили ни слова, потому что держали маску зубами за кожаный язычок, прикреплённый к ней изнутри.
Вырезали маски из лёгкого светлого дерева, как и персонажей ещё одного вида индонезийского театра - Ваянг голек - представления марионеток. Кстати, часть из них на эту выставку передал музей театра Образцова, в жизни которого индонезийский кукольный театр сыграл очень важную роль.
В индонезийском театре положительные герои худы, сухощавы и больше похожи на Кощея Бессмертного из русских сказок, женщины сражаются деревянными ложками и гребешками, а защищаются от ударов блюдами, на которых подаётся рис, но финал всех этих историй близок и понятен всем - добро обязательно побеждает.