Зарплата и так очень маленькая, но и её не дают работникам колхоза «Искра» в Тюменской области
Люди в отчаянии, питаются только тем, что выросло на огороде или одолжено в местном магазине. Совершенно не на что собрать детей в школу. Помочь селянам пытается Прокуратура.
Огурцы и морковь. Сегодня семью Бережных угостили соседи, и на столе скромный, но все-таки ужин. Елена одна воспитывает четверых детей. Старший сын сейчас в больнице, на его лечение тоже нужны деньги, которых в этом доме не было уже давно.
"Хозяйства нет у меня. В долг ходим в магазин, дают хотя бы продукты. Потом дадут проценты, рассчитываемся и опять дня через два-три опять идем в магазин, в долг просим", - рассказывает доярка ЗАО "Искра" Елена Бережная.
20 тысяч рублей, 25, 30… - доярки, механизаторы и трактористы называют суммы, которые им задолжал родной колхоз. По сельским меркам - целые состояния!
Средняя зарплата в закрытом акционером обществе "Искра", по документам около восьми тысяч рублей в месяц, но работники редко получали больше шести. Сейчас люди не видят и этих денег.
"Чтобы он хоть раз отдал нам полностью зарплату, такого нет. Все, что копится, все выдается процентами. И то не каждый месяц, через два, через три даже. И то, когда уже начинаем требовать свое", - говорит доярка ЗАО "Искра" Ирина Чирва.
Потребовать своe решили очередной забастовкой. В прошлый раз получилось, директор выплатил четверть всех долгов. Но теперь руководство нашло способ вообще, не платить.
"Мы были на рабочих местах, но не работали. Всем были поставлены прогулы, а я была уволена", - рассказывает доярка Нина Кошкина.
Александр Манаев оправдывается - мол, задолженность по зарплатам в сельском хозяйстве - обычное дело. Весь год "Искре" приходится жить в долг, а деньги поступают на счет только осенью, когда реализуется выращенный урожай.
"Сегодня мы работаем, продаем свою продукцию ниже себестоимости. Мне надо взять кредит пойти, что-то заложить, чтобы взять кредит, и отдать им зарплату, но это не бизнес! Мы вынуждены либо сократиться, ужаться, но уже дальше некуда, у меня нет секретарей, нет персонального водителя, хотя у нас современная техника", - говорит генеральный директор ЗАО "Искра" Александр Манаев.
Найти что-то современное в "Искре" сейчас очень трудно. О былой славе колхоза-передовика здесь уже ничего не напоминает.
Трудно поверить, но еще десять лет назад это хозяйство занимало первое место в районе по надоям молока. Сейчас здесь тяжело передвигаться, дышать, вокруг заброшены десятки коровников, а в те, где еще держат скот, страшно даже заходить!
Доярки рассказывают, в таких условиях скот гибнет каждый день. Когда-то поголовье насчитывало семь тысяч коров, сегодня - чуть больше тысячи.
"Молодняк стоял в навозе, они тонули в этом навозе! Сколько скота перегубили за зиму, это ужас!" - говорит доярка Нина Кошкина.
Работники "Искры" утверждают: сам директор свою зарплату получает исправно. Живет на широкую ногу в коттедже, а в село приезжает на дорогом внедорожнике. Александр Манаев рассказы о своем благополучии называет домыслами.
"У меня своей личной машины не было никогда!" - уверяет он.
Отчаявшись, селяне обратились в правоохранительные органы. Сейчас в ситуации с долгами разбирается прокуратура Тюменской области.
"Прокуратура за нарушение трудового законодательства возбудила в отношении генерального директора административное дело и внесла представление об устранении нарушений закона. Прокурорская проверка продолжается", - говорит старший помощник прокурора Тюменской области по взаимодействию со СМИ и общественностью Елена Мельникова.
Пока в колхозе продолжаются проверки, Елена Бережная не знает, как и с чем совсем скоро отправлять детей в школу и на что покупать лекарства.