Поздравления с 80-летним юбилеем принимает знаменитый театральный режиссёр Петр Фоменко
Торжеств в честь самого себя Петр Наумович не любит. Поэтому друзьям и поклонникам нужно проявить немалую изобретательность, чтобы в такие дни разыскать самого именинника и что-то пожелать ему лично.
Веселая считалка за кулисами - своеобразная традиция мастерской Фоменко. Как и тот факт, что юбилейное посвящение себе сам маэстро не слышит. На юбилеи Петр Наумович словно растворяется. Еще одно многолетнее правило мастера - никаких интервью. А тем, кто в эти дни с удовольствием о нем рассказывает, бывает очень трудно подобрать слова.
"Такой масштаб, что в слова он не умещается. Я бы сравнила его с явлением природы. Стихия непредсказуемая", - говорит заслуженная артистка РФ Полина Кутепова.
За эту непредсказуемость и неподвластность студента Фоменко отчисляли из театрального института. Он с друзьями перекрыл Тверскую пузырьками из аптеки и объяснял прохожим - идет забор воздуха. За нее же позже режиссера Фоменко выживали из советских театров, а его спектакли закрывали навсегда.
"Они вызывали сразу неприятие, какие-то идеологии, но ведь Петр Наумович человек свободного духа, и поэтому в соответствии с этим он и ставил свои спектакли", - говорит народная артистка РФ Елена Камбурова.
Он уходил работать на телевидение, в нелюбимое кино, преподавать, но никогда не изменял себе. И только в 1993 году смог организовать свой театр, который не случайно называется мастерской. Почти все актеры - вчерашние студенты Фоменко. Сегодня они стали яркими артистами, с гордостью носят имя – фоменки - и обожают своего учителя.
"Он бывает невыносим, бывает придирчив, непоследователен, но, когда он выбегает на сцену из зала и что-то показывает, это все уходит на второй план. Это неважно. Потому что в эти моменты он божественен", - рассказывает заслуженная артистка РФ Ксения Кутепова.
А Фоменко, как и в молодости, ненавидит отдыхать и может существовать только в категории "работа". Время - не в счет.
"Он никогда не успокаивается, это такое качество молодости вообще. Неудовлетворенность и желание искать. И он зовет артистов пожить с ним такой жизнью - поискать. Никогда не утверждает, что он что-то знает. Говорит: "Я не знаю, как это сделать. Я не знаю, как сделать эту сцену", - рассказывает заслуженный артист РФ Кирилл Пирогов.
Как это у него получается - неизвестно. Быть признанным наставником и никого не поучать. Ставить исключительно классику, но оставаться жутким хулиганом в искусстве. Собрать все театральные премии, но до сих пор вызывать своими постановками ощущение свежего воздуха.
"В его спектаклях пульсирует мысль всегда, и вот этот огонь вдохновения к вам непременно перекинется, и вы не будете покойны, вы будете взволнованны", - говорит народная артистка РФ Людмила Максакова.
Как будет взволнован и он. Спектакль по Фоменко - это всегда "езда в незнаемое". Один и тот же - завтра будет другой. Он, как вчерашняя ночь любви, которую нельзя до конца повторить, а только заново пережить.