Спектакль в кромешной темноте поставили в одной из театральных студий в Тюмени
Главное выразительно средство в представлении - звуки, запахи и вибрации. На этот эксперимент актеры пошли ради особенных зрителей - детей с проблемами зрения. Участники спектакля умеют обходиться без слов "видишь" и "смотри", доверяясь только чувствам, а малыши становятся соучастниками сценического действа.
Крепче сжать руку соседа и вслед за проводником - в почти полную темноту, которую заметят не все. Кто-то из етей видит плохо, некоторые слепы полностью. Ученикам коррекционных школ представляют премьеру аудио-тактильного спектакля "Сказки старого тролля".
"Все поставлены в одинаковые условия практически полной темноты, и основным становится художественное проявление не визуальной картинки, а как раз звуков, запахов, тактильных ощущений, вибраций и так далее", - говорит художественный руководитель театра Алексей Ушаков.
Чтобы понять, как спектакль все-таки выглядит, режиссер включает свет, но только на время репетиции.
И сказка оживает. Когда тролль заводит речь о пряничном домике, в воздухе пахнет пряниками, ведьма прыгает в ручей - слышится плеск воды, а чтобы представить, как выглядит дракон, достаточно его потрогать.
Декорации и эффекты для спектакля придумывали и воплощали всей труппой тюменского экспериментального шекспировского театра. Бутафорский огонь в бочке, например, действительно пахнет костром - для этого сюда добавляют специальный ароматизатор. Звуки раздаются со всех сторон, а когда по сценарию сказки гремит гром, зритель это не только слышит, но и чувствует всем телом.
Никаких механизмов и электроники - в движение зрительские места приводит режиссер и его ассистенты. Для команды экспериментального шекспировского театра это не основная работа. Кто-то трудится в банке, кто-то - в больнице. Билеты на спектакль раздают бесплатно, декорации и костюмы актеры создают сами, постановкой, которая проходит в простом школьном спортзале, тоже занимаются все вместе. В работе с особенными детьми - особенными должны быть и диалоги героев.
"Очень сложно из своего лексикона убрать слова "видишь", "смотри", это основная сложность. Чтобы как-то не задеть ни в коем случае", - говорит актер Алексей Ушаков.
По сюжету дюжина ребят попадает в пещеру старого тролля, где тот вместе с драконом, ведьмой и храбрым портняжкой пересказывают адаптации известных сказок братьев Гримм, Шарля Перро, Гофмана и Андерсена. Дети быстро включаются в игру и уже сами предлагают героям варианты развития историй.
"Так таинственно вначале было, а потом стало очень интересно, даже не хочется отсюда уходить!" – делится впечатлениями Влад Калиниченко.
"В начале мне было очень страшно, потом меня рассмешило, потом опять мне было страшно, потом вообще меня насмешило!" – говорит Лиза Кузина.
Сейчас постановку ждут в других городах страны. В то время как актеры готовят новый эксперимент - сурдодраму, доступную глухим и слабослышащим зрителям.