О новых технологиях для телефонных расчетов и мобильных мошенниках рассказала «Народная экономика»
Доллар после выходных потерял 26 копеек. Его оценили в 32 рубля 13 копеек. Евро тоже падает - на бирже за него просят 40 рублей 78 копеек.
Купил билет, значит, застрахован. Через год, со следующего июля, не только пассажиры самолетов, но и других видов транспорта в случае аварии смогут претендовать на компенсацию. Закон об обязательном страховании ответственности перевозчика опубликовала "Российская газета".
В случае гибели пассажира родственники получат 2 миллиона 250 тысяч. При нанесении вреда здоровью выплаты, в зависимости от тяжести – до 2 миллионов. Застрахован будет и багаж - до 600 рублей за килограмм и 11 тысяч – за иное имущество, если оно испорчено. Однако, общая сумма тут не более 23 тысяч.
Не любая страховая компания сможет выйти на этот рынок. Уже осенью будет сформировано профобъединение, которое, в случае проблем отдельных фирм, будет отвечать за своевременность выплат. Незастраховавшихся перевозчиков в рейсы просто не пустят. Под этот закон не попадает легковое такси, где страхование ответственности в рамках ОСАГО.
Если телефон, то умный. Последние замеры на рынке сотовой связи показали, что при общем мировом падении спроса на мобильные телефоны, смартфоны невероятно популярны. Продажи с 2011 года выросли почти вдвое. И теперь каждый третий телефон далеко не только для разговоров. В России цифра, впрочем, поскромнее.
Доля смартфонов у нас 15-20%. Но возможности у них почти европейские, в том числе за счет предложений банкиров. Через номер мобильного можно не только найти ближайший банкомат, но и распоряжаться деньгами на своей банковской карте. Можно перевести на другую карту, оплатить ряд услуг, появилась даже возможность рассчитываться в магазинах и общественном транспорте.
Остается убедить пользователей в безопасности мобильных возможностей. А пока, по оценкам экспертов, чуть ли не треть платных SMS-сообщений - от мошенников. Только в Московском регионе каждый день со счетов абонентов крадут сотни миллионов рублей. И при этом аферисты часто не оригинальны: используют один и тот же прием - потому что работает.
Охотник за мобильными мошенниками. Каждый день руководитель телекоммуникационной компании не по долгу службы, по личной инициативе ищет новые уловки и рассказывает о них в сети. Он и сам не раз получал такие SMS: "Ошибочно положил 200 рублей, верните на мой номер, я пенсионер". Но не тут-то было.
"Первая реакция должна быть: проверить баланс своего телефона, поступили деньги или не поступили. Если деньги не поступили, тогда можно расслабиться и забыть о существовании этих SMS, хотя, безусловно, когда они поступают, они вызывают некий эмоциональный отклик", - говорит Сергей Царьков.
Именно на эмоции и рассчитывают злоумышленники - поэтому, если сообщение, то от пенсионера, инвалида или родственника, попавшего в беду. А если звонок, то непременно ночью. Он и разбудил кировчанку. Дрожащий голос сына сообщал, что сбил пешехода и чтобы уладить дело, нужно 150 тысяч рублей. У женщины нашлось только 18 тысяч. "Он сказал, в форточку выкиньте со стороны подъезда, и там будет человек стоять, он помашет вам рукой", - рассказывает Людмила Николаева.
Преступники обычно держат свою телефонную жертву на связи до последнего. А связь эту нужно оборвать. Позвонить родственнику и, если с ним все в порядке - в полицию. Такие рекомендации теперь и в памятках, которые участковый Захаров разносит по квартирам, чтобы свести подобные преступления в своем районе к минимуму.
Представители сотовых операторов говорят о двукратном росте мошенничеств с использованием средств связи ежегодно. Одна их причин - технический прогресс: активное распространение смартфонов, развитие мобильного банкинга. Используя их, преступники изобретают все новые схемы.
Помимо психологического давления на абонента, популярны махинации с платными сервисами. Клиент отправляет SMS на короткий номер, услуги не получает, а деньги все равно снимают. Иногда за такое сообщение клиентам сулят крупный приз или наоборот - обещают возможность сэкономить, например, на оплате сотовой связи.
"Следует говорить о латентности таких преступлений, потому что человек, потерявший 100, 200, ну, может быть, 1000 рублей, не всегда считает нужным обратиться в полицию, заявить об этом. И не каждый человек готов признать, что вот он так попался на крючок мошенников", - поясняет руководитель пресс-службы управления "К" МВД России Лариса Жукова.
Жалобы, как правило, поступают в компанию абонента - обычно это звонок в колл-центр. Оператор проводит проверку и, если в этом есть и его вина, возвращает средства на счет клиента. Если же налицо действия мошенников - максимум, что может сделать сотовый оператор - заблокировать их номер. Дальнейшим же будет заниматься управление "К" МВД России.
"Сейчас распространен метод, когда сим-карты на телефон приобретают без документа, удостоверяющего личность, это является одним из тех фактов, который затрудняет розыск тех или иных лиц, причастных к тому или иному правонарушению", - добавляет старший юрист юридической службы Александр Святченков.
Обогащаются такие преступники за счет массовых атак. Поэтому чем больше заявлений, тем выше вероятность возбуждения уголовного дела. И тогда полезны любые доказательства: фотография телефона с пришедшей SMS или квитанция о переводе денежных средств на счет мошенников.
Больше чем на 1 миллион евро духов похищены в минувшие выходные с завода "Герлен" во Франции. Потери предприятия могли быть и втрое больше, но помогла плохая погода. Преступники, скрутив охрану, загрузили парфюмерией 3 грузовика, однако 2 застряли в грязи.
У воров тонкий вкус, пишут французские газеты, напоминая, что всего несколько дней назад в Гаврском порту была похищена партия элитного шампанского. Прицеп с полумиллионом бутылок "Дон Периньон" увез некий трактор в неизвестном направлении.
И вот уже в Австрии нашлась, похоже, закуска. Тонну клубники украли в воскресенье, 17 мая, с одной из ферм. Воры проникли на грядки через дыру в ограде и собрали урожай примерно на 2,5 тысячи евро.