Как правильно вести себя во время сдачи экзамена? Советы психолога
Очень волнуются даже те, кто хорошо учились и всё знают. У выпускников школ скоро ЕГЭ, у студентов вузов - весенняя сессия. Как подавить тревогу, быстро вызубрить необходимый материал, а, вытянув билет, подготовиться к ответу и достойно выступить, не разозлив экзаменатора. Обо всех этапах - от входа в аудиторию до самой сдачи экзамена - рассказал кандидат психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования Московского педагогического государственного университета Алексей Обухов.
Вопрос: Экзамен, это всегда очень волнительный момент практически для любого студента. Им предстоит ответить на множество вопросов, и первый возникает перед дверью, когда же входить - сразу или немного подождать?
Гость: Лучше не ждать до конца. Лучше входить в первой десятке. Если группа сплоченная, то последних лучше пускать как раз отличников, им тревожиться, в общем-то незачем. И, в этом случае преподаватели знают, что он знает предмет, он уже не будет слушать до конца и долго. Он ускорит принятие экзамена.
Вопрос: Вытягивание билетов - это всегда лотерея, особенно, если студент не очень хорошо готов. Есть ли какие-то методы, как в кратчайшие сроки освоить все?
Гость: Очень важно понять логику ответа на каждый вопрос, это не так много времени потребует. И в общем-то это более эффективно, чем просто заучить.
Вопрос: Вот билет. Один из вопросов студент знает очень хорошо, а второй - никак. Что делать?
Гость: Лучше всего сразу набросать краткую логику ответа на тот вопрос, который хорошо знаешь, и потом основное время потратить на тот, который знаешь хуже, думая над смыслом самого вопроса, если ты не знаешь конкретный ответ.
Вопрос: Вот ситуация - студент готовился, учил, все знает. Сел отвечать на вопрос, а в голове пусто, как себя настроить?
Гость: Здесь нужно, что называется, себя успокоить, глубоко вздохнуть и глубоко выдохнуть и потом попытаться сосредоточиться, может быть, не в целом на вопросе, а на каком-то отдельном слове, которое ты помнишь. И от частного пойти к общему. И дальше шаг за шагом раскроется, если человек готовился.
Вопрос: Действительно ли преподаватель смотрит на такой письменный ответ и уже заранее оценивает?
Гость: Конечно, мы смотрим, что там написано. В первую очередь, опять же, на логику. Когда слишком много текста, это тоже нас смущает, наводит на мысль, что списали.
Вопрос: Иногда такой лист бумаги может и выручить, в случае спорной ситуации?
Гость: Да. По положению, именно на экзаменах должен быть обязательно письменный текст ответа. Если он слишком краткий, то понятное дело, это не в пользу студента.
Вопрос: Какое время оптимально для подготовки, и сколько обычно дают на экзамене?
Гость: Максимально - это час, минимально - 40 минут. Ну, и вообще главное - не засидеться. Если знаешь ответ на вопрос, то лучше вызываться максимально быстро отвечать.
Вопрос: А как отвечать на экзамене, какими фразами?
Гость: Главное отвечать уверенно, не надо ни быстро, ни очень медленно. И главное не использовать слова-паразиты. Если студент ведет себя слишком агрессивно в интеллектуальном плане и так далее, это вызывает зачастую оборонительную какую-то реакцию у преподавателя, желание поставить его на свое место. Лучше дать возможность задать преподавателю дополнительные вопросы и раскрыть тут свои богатые знания.
Вопрос: А спорить с преподавателем, отстаивать свою точку зрения нужно ли?
Гость: Правильно выстроить спор, как, что вообще в науке существуют, разные точки зрения по этому поводу. Вы нам говорили вот про это. Но я думаю так-то, так-то и так-то, потому что... Это блестящий ответ!
Вопрос: Если студент все-таки понял, что на этом экзамене он потерпел неудачу, что же делать?
Гость: Главное - понимать, что жизнь на этом не заканчивается, это лишь только ситуация, чтобы мобилизоваться, чтобы лучше подготовиться к пересдаче. А пересдача после всегда обозначена в расписании.