Группа чешских энтузиастов разыскивает и восстанавливает старые паровозы
Руки по локти в мазуте. Выходные не прошли даром. Парни из маленького города возвращают назад в будущее посланца из прошлого. "Конрад Ворлауф" назван в честь героически погибшего средневекового градоначальника Вены. Сделан в Австрии в 1873 году. Больше века он бегал по узкоколейке в горных районах Чехии. Сохранился неплохо, не выдержало лишь сердце паровоза. Старую топку пришлось выбросить. В новой пока не жарко, и туда еще можно залезть.
В депо состарившихся паровозов Михал проводит все свободное время с детства. Студент и будущий конструктор локомотивов родился в тот день, когда его отец основал этот музей. Мартин - младший брат Михала. И его тоже всегда можно найти здесь.
"Конечно, мы, как все молодые люди, иногда ходим развлекаться. Но на самом деле, здесь - наша жизнь. Мы просто группа людей, которым это интересно. Мы проводим здесь свободное время и работаем бесплатно", - рассказывает Михал Гавранек.
Деньги часто приходится вкладывать свои. Потому и реконструкция "Конрада" растянулась на целых 15 лет. Но это уже не важно. По их расчетам, следующей весной паровоз будет как новенький. Но пока вода в котле не закипела, кипит работа с утра до поздней ночи. Несколько часов сна в спальном вагоне. Возможно, и этот экземпляр был когда-то в одной связке с их паровозом.
"Этот вагон 1899 года. Он перевозил людей, здесь были сидения. А в 1964 его переделали в вагон-общежитие для рабочих-железнодорожников", - рассказывает Богуслав Шкода.
Аккумуляторный деревянный электровоз 1916 года тоже недавно перенес операцию по восстановлению. Теперь помогает вывозить на свет своих, еще беспомощных товарищей. Пока он самый старший здесь из тех, кто на ходу. Вторую жизнь в депо-музее уже обрели красавцы-паровозы 20-30 годов прошлого столетия, разноцветные моторные локомотивы из 50-х и 60-х, выпускавшиеся в Чехословакии для стран соцлагеря.
В этом месте энтузиасты собрали всю историю чешских железных дорог. Старье вывозили отовсюду. Казалось бы, зачем? Им целой жизни не хватит, чтобы все это отреставрировать. Но они уверены, их дело не пропадет. Потому что энтузиазм здесь передается по наследству.
Наблюдая за тем, как старается 7-летний Войтех, взрослые мужчины вспоминают себя. Все они пришли сюда мальчишками посмотреть на фары с керосиновыми лампами, попробовать, как у старого паровоза передний ход переключатся на задний и, конечно, промчаться с папой по историческими маршрутам, сквозь тоннели, по железнодорожным мостам, мимо гор, озер и рек.