Любопытный кулинарный эксперимент проводят в школах Гомельской области
Там для учеников решили организовать "шведский стол". Оказалось, что такой способ питания экономически гораздо более выгодный, чем обычный, когда никакого выбора нет.
3 наименования вторых блюд: колбаса жареная, котлеты из свинины и драники. А еще три салата, два гарнира и десерт. Это не бизнес-ланч, а обеденное меню в обычной школьной столовой. Недавно едва знакомые со словами "шведский стол", сегодня гомельские школьники - лучшие эксперты. Теперь едят только то, что любят и столько, сколько захотят.
"Не было "шведского стола", я могла не съесть пищу. Что-то мне не нравилось, что-то еще. А это мне очень нравится, потому что здесь есть выбор", - говорит Екатерина Клечевникова.
К большим переменам в школьном питании пришли через арифметику. Прежде после завтраков и обедов, оставалось много пищевых отходов. Несколько бюджетных миллионов ежегодно просто выбрасывалось в мусорный бак. Проанализировали: еда была однообразная и не каждому по вкусу. Тогда и решили перейти на систему - "шведский стол".
"Экономический эффект здесь колоссальный, и государство заинтересовано в том, чтобы деньги, направленные на организацию горячего питания, использовались на 100%, и носили не только экономический характер, но и укрепляли здоровье детей", - отмечает начальник управления образования Гомельского облисполкома Сергей Порошин.
За новое дело взялись серьезно. Поваров отправили на стажировку за границу. Переоборудовали и столовые. Между школами началось негласное соревнование, чей обед самый-самый.
В одной из сельских школ меню формируется, исходя из пожеланий учеников. Сегодня здесь день белорусской кухни. Все блюда из картофеля. Пирожки с мясом, драники с мясом, картофельная запеканка.
Кроме этого у каждой школы и своя изюминка. Где-то обед - под музыку вальса, где-то - в новом интерьере.
Довольны и родители. Говорят: детей не узнать. Перед тем, как пустить за шведский стол, ребят знакомили с правилами этикета.
"Он очень удобен, он развивает в нас интеллигентную черту какую-то. И очень приятно есть аккуратно, красиво, в красивой обстановке", - говорит Анастасия Остпапенко.
Как питаться, выбирают сами ученики. Через анкетирование. И пока преобладают консерваторы.
"Если бы вся школа обслуживалась по принципу шведского стола, то, безусловно, у нас не хватало бы времени. Это бы очередь была на раздаче. А так дети приходят, уже готовые накрытые столы", - отмечает классный руководитель Янина Огородникова.
И все же гомельский эксперимент признан успешным, и в будущем году географию культурного питания планируется расширить.