«Народная экономика» узнала, что в Литве теперь можно отдохнуть в юрте
Одним поспать - другим поесть. Какие бесплатные услуги выбирают туристы разных стран по программам лояльности отелей. И что из азиатского быта предлагают в этом сезоне литовским отдыхающим? Об этом "Народная экономика", но сначала новости.
Историю не скрыть. Верховный Суд отменил постановление городского суда Кургана, где пошли навстречу заемщице, решившей изъять данные о себе из базы национального бюро кредитных историй. Сделать это нельзя хотя бы потому, что в договоре с банком есть пункт о согласии клиента на передачу такого рода информации. И это не прихоть кредитора - требование закона. А вот возможность отзывать кредитную историю законом не предусмотрена. Её можно разве что изменить, если сведения, попавшие в бюро, неверны. Но и тут заемщик должен действовать исключительно через банк.
Это было бы смешно, если бы не стоило нам денег. Столичные ДЭЗы, оказывается, и в августе убирают снег с наледью с крыш жилых домов. Такую запись обнаружили в накладной одного из управдомов аудиторы, нанятые столичными властями. Всего проверено около 500 ДЭЗов, и в отдельных, судя по документам, чуть ли три четверти выделяемых из бюджета средств утекают в неизвестном направлении. Точнее, на бумаге отчет есть. Только вот нет охраны, получающей хорошую зарплату, а вместо дорогих сройматериалов некачественные, купленные за копейки. Итоги проверки будут переданы в Управление по борьбе с экономической преступностью. А эксперты напоминают жителям многоэтажек, что они вправе не только требовать отчета от своих управляющих, но и уволить тех, кем недовольны.
Мы почти как все. Выбор россиян - на что потратить накопленные баллы по программам лояльности отелей совпал со среднемировым. Пусть не точно по цифрам, но точно по направлениям. И у нас, как во всем мире, бесплатное проживание - лучший стимул для участия в акциях постоянных клиентов. Лишь колумбийцы пошли наперекор. Им бы бесплатно поесть - это выбор большинства. Из российских туристов бонусная еда интересует 17,5%. И около 9% перевели бы привилегии в красоту - заказали бы на всё СПА-процедуры. Но мы не самые предприимчивые. Китайцы - лидеры. Для личного отдыха не упускают даже командировки. Копят баллы при любом бронировании отеля. Причем некоторые и за себя, и за коллег.
А вот литовская предприимчивость в этом сезоне раскрылась с неожиданной стороны. Вместо летних домиков некоторые вселяются в юрты. Азиатские жилища неплохо приживаются на европейской земле.
Чем ближе к лету, тем меньше вещей остается в каменном доме Татьяны и Алевтина. Диван, электрический обогреватель, даже телевизор и тот перенесли в юрту. А над куполом установили спутниковую тарелку. Соседи удивляются: жилище традиционное для средней Азии, в Литве - настоящая экзотика. И хотя Абрамовы никуда переезжать не собираются, все же обыкновенной беседке предпочли именно вариант кочевников.
"Мы пошли на выставку строительную, увидели там юрту и удивились, откуда юрта на территории прибалтийского государства. Мы тоже задумались, так как я сама родом из средней Азии, немножко знакомо это", - рассказывает жительница Клайпедского района Татьяна Абрамова.
Стены - войлок из овечьей шерсти, снаружи покрытие от дождя. Хоть юрта и стоит всего в нескольких километрах от моря, внутри ветра Балтики не гуляют. Можно спать даже зимой - Татьяна пробовала не раз. Только чтобы принять ванну, приходится ходить в дом. Поэтому Абрамовы задумываются строить юрту побольше - уже со всеми удобствами.
По словам строителя юрт Антанаса Пошки, сама большая юрта достигает размера сто квадратных метров, самая маленькая - 24.
Фермер Антанас Пошка - единственный в Литве строитель юрт. В деревне Юдренай у него свое производство войлока. Технологию разработал сам и сейчас собирается патентовать. Задача была не из легких: при обработке шерсти вывести из нее весь запах, но при этом не вымыть ланолин - шерстяной воск, полезный для дыхания. Чтобы построить одно небольшое жилище приходится остричь до 200 овец. Антанас покупает руно по всей Литве. Это поначалу думал, что хватит и своего стада из ста голов. До юрт, когда фермер промышлял менее габаритными изделиями, шерсть некуда было девать.
"Чтобы кто-нибудь заметил, надо было сделать что-нибудь большое, чтобы все видели, и придумал юрту ставить как рекламу, но даже не подумал, что кому-нибудь нужны юрты, а оказывается, спрос очень даже большой", - отмечает фермер, строитель юрт Антанас Пошка.
Неожиданно юрты оказались востребованными и в туристическом бизнесе. Например, на базе отдыха у озера Мединес их строят вместо деревянных домиков. Одна из причин: для установки таких объектов не нужно никаких согласований с чиновниками.
Озеро по соседству помогает решить вопрос с водой и прямо в юрте оборудовать душевую, газовые баллоны - с приготовлением еды, небольшой электрический генератор дает свет ночью. Днем его и так достаточно, благодаря круглому окну сверху.
Перевезти юрту на новое место тоже нетрудно. В Средней Азии два человека справляются за день. Впрочем, возможно, у непривыкших к кочевому образу жизни жителей Литвы времени уйдет немного больше.
Роскошная жизнь - это сколько? Социологи поинтересовались мнением россиян. Каждый третий ответил: 300 тысяч рублей в месяц на семью из трех человек. Остальные назвали суммы побольше. В итоге средний роскошный результат по стране ежемесячный миллион. И у его обладателей обязательно должна быть яхта - это главный, судя по опросу атрибут сладкой жизни. И еще элитная недвижимость и частный самолет. Все остальное - дорогие украшения, отдых, одежда, еда - все же недостаточные свидетельства, что жизнь удалась. И, кстати, всего 7 человек из ста высказались против налога на роскошь.