«Народная экономика» о товарах, купленных в кредит прямо в магазине
Проштрафившиеся клиенты. Что делать заемщикам, если начисленные банком пени сопоставимы с размером долга? Об этом "Народная экономика".
Но сначала новости
Подозрительные SMS-ки из Центробанка. Нацбанк Башкирии предупредил всех россиян о новом способе мошенничества. На телефоны клиентов разных коммерческих банков приходят сообщения за подписью ЦБ о том, что ваша карточка заблокирована из-за попытки взлома ПИН-кода и нужно позвонить по указанным номерам. Что будет дальше - догадаться не сложно. Похожие аферы уже увели со многих личных счетов деньги. Поэтому, следует помнить, что в случае любых проблем звонить нужно по телефонам, указанным на карте. Ну а что касается Центробанка, его подразделения в подобные отношения с клиентами частных банков вообще не вступают.
В Министерстве обороны пересчитали своих очередников. Оказалось, в постоянном жилье нуждаются еще около 60 тысяч военнослужащих. На решение их квартирного вопроса у ведомства год - такие сроки поставлены правительством. Деньги на квартиры есть, цены на метры в регионах обещали не завышать, так что главное теперь не затягивать с оформлением новостроек. А от сдачи дома до новоселья бывает, проходит и год. "Российская газета" уточняет - 25 тысяч квартир уже выкупленных Минобороны пока стоят пустыми, поскольку не оформлены на очередников законным порядком.
"Народная экономика" - о кредитах и проблемах
В банк за деньгами не пойду. Дорого. Россияне все чаще отказываются от потребительских кредитов из-за высоких ставок. Но при этом, заметили эксперты, охотно покупают в долг товары в магазине. "Хочу, и все!" - вот, что решает дело. Но пытаясь закрыть вопрос с покупкой здесь и сейчас мы просто забываем, что занимаем у того же банка. И в ближайшем отделении, нужно только до него дойти, тот же кредит может стоить и вдвое дешевле.
Опасения в недобросовестности кредитных организаций возникли, впрочем, не на пустом месте. Скрытые комиссии, непонятно как считающиеся штрафы - все это вводит заемщика в заблуждение. Накануне глава правительства поручил Минфину следить за банковскими процентами. Но и нам самим нужно учиться считать свои деньги.
Ремонт и новая мебель. Галина готовила сюрприз к возвращению сына из армии. Торопилась. Пришлось взять кредит, как говорится, не глядя - вместе с картой в почтовом ящике. Проценты оказались очень высокими - несколько лет она только их и выплачивала. Но даже после перекредитования отношения с банком не закончились. Оштрафовали.
"Мне сказали, что прошло какое-то время от поступления денег, промежуток этот и нужно оплатить", - рассказывает Галина. Оплата производилась через почту, уточняет она.
Как платить по-другому Галина не знала - в небольшом городе не было отделения ее кредитора. История повторялась еще три раза. Она уже перечисляла суммы с большим запасом. И все равно осталась должна банку. Почта стала причиной задержек, которые еще называют "техническими". Переводы иногда идут по две недели - и в банках такие просрочки прощать не хотят.
"Когда я с вас возьму штраф, а вы регрессным образом обратитесь к почте, скажете, дорогие друзья, по вашей причине деньги, которые я через вас перечислил, шли, соответственно, перекладными 10 дней и дошли только на 11-й день, а у меня со второго дня уже пошли проценты. Будьте добры мне заплатите, но банк тут ни при чем", - пояснил президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян.
Тем не менее сумма неустойки должна быть сопоставима с суммой долга. Главное - обратить внимание на способ начисления пени. Это может быть повышенный процент за каждый день промедления. Важно, чтобы его взимали не со всего долга, а с суммы ежемесячного платежа. Насторожить заемщика должна фраза об "определении штрафов тарифами банка" - они могут быть непомерно высокими.
"Есть злоупотребления, и они вызывают множество вопросов, а насколько это справедливо, когда вы все списываете и списываете, а оказывается, что эти списания шли на погашение просрочки, которая, видите ли, оказалась такая большая", - говорит Гарегин Тосунян.
Все спорные моменты должен решить закон о потребительском кредитовании, который сейчас активно обсуждают. Но еще до его появления можно сказать однозначно: вне закона останутся любые комиссии.
"Вышло у меня в итоге, что около 12 тысяч куда-то там убежали", - рассказывает Роман Волченко. Даже суд не смог разобраться - куда. Роман брал в банке 50 тысяч рулей. И еще около 70 ушли на оплату различных комиссий.
"Комиссия за обслуживание ссудного счета, комиссия была какая-то за выдачу кредита, какой-то интересный платеж за высылку почтового уведомления, что это такое, я так и не понял", - рассказывает он.
Чтобы разобраться в бесчисленных поборах, судья посоветовал Роману составить таблицу, где четко прописано - сколько и за что он платил. Это рекомендуют делать еще при получении кредита. Но Роман не сделал. Деньги нужны были срочно - на лечение жены.
"Согласны были уже чуть ли не на любые условия. Но к такому мы были не готовы. Абсолютно. Потому что кроме заявленных процентов, когда потом уже все это обсчитывали, там вышло под 80% с лишним годовых", - пояснил он.
Только в Свердловской области за прошедший год - более 600 подобных жалоб от заемщиков в Роспотребнадзор.
"Судебная практика однозначно пришла к выводу о том, что никакие дополнительные комиссии, кроме основного процента по кредиту, быть не должно", - говорит начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Наталья Афанасьева.
В противном случае в банк можно направить претензию. И если условия договора в течение 10 дней не будут пересмотрены, через Роспотребнадзор банк, скорее всего, привлекут к административной ответственности. Но не стоит откладывать дело в долгий ящик - срок давности по таким делам всего 1 год.
Напоследок
В нужное время в нужном месте. В Сиэтле придумали, как заказать кофе по SMS-сообщению. Писать надо не официанту, а прямо кофемашине. Пока вы едете, она заварит напиток и поставит на лоток с подогревом. Можно, кстати, поселить рядом с автоматом свою чашку, чтобы наверняка отличать ее от других. Но уже скоро кофемашина будет писать имя заказчика или номер его мобильного на кофейной пенке. Некими вкусными чернилами. Жаль, что массовое производство таких кофеварок пока не планируется. Разработчики просто демонстрируют, на что они способны.