«Народная экономика» узнала, почему растут проценты по автокредитам
Машина в долг. Почему растут проценты по автокредитам и можно ли оформить такой займ, не страхуя автомобиль? Об этом "Народная экономика", но сначала новости.
Учителям подешевле. В ряде регионов готовят программу льготного ипотечного кредитования для работников школ. В Новосибирской области уже собирают списки молодых преподавателей, до 35 лет, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Предполагается, что занять на квартиру они смогут по ставке не выше 8,5%. А первоначальный взнос внесут за них в банк региональные власти - это как субсидия, которая будет компенсирована из федерального бюджета. Детали проекта пока согласовывают - важно определится с критериями платежеспособности клиентов, ведь ипотека это долг на многие годы. Похожие программы просчитывают в Краснодарском, Ставропольском краях, в Волгоградской области и Карачаево-Черкесии.
Готовые, но пока не зарегистрированные дома, уже со следующего года, похоже, обложат налогом. То есть, их владельцы не смогут экономить, объявляя объект мнимым недостроем. В Минэкономразвития предложили разные схемы контроля для бизнес-недвижимости и недвижимости граждан. Так вот, примерную стоимость частных домов, а ее нужно знать, чтобы рассчитать налог, определять будут по фотографиям, сделанным муниципальными инспекторами. Платежку же просто пришлют владельцу земли. У авторов идеи, правда, есть опасения, как бы местные чиновники не назначали налог и на действительно неготовые объекты, ведь снаружи видно не все. У хозяев должна быть возможность оспорить решение.
Продажи пока растут. Эксперты разошлись в оценках авторынка. С начала года вроде неплохие цифры - без малого 20-процентный рост. Но это за счет января-февраля. В марте было всего плюс 13%. Теперь внимание на апрель - интерес вырастет или еще упадет. Причем, охладели покупатели прежде всего к бюджетным моделям. Что сами производители объяснили отчасти обновлением модельного ряда, что переключило внимание.
И в банках для автовладельцев не лучшие новости. Машины в кредит стали дороже. В среднем, на 1,5-2%. Примерно на столько же прогнозируют рост ставок и в течение года. Тем не менее, каждая третья машина продается в долг. Что, кстати, выгодно и страховщикам. Ведь без их полиса автокредит оформить сложно.
Ехал ночью, уставший, при маневре не заметил "Газель", удар - и новая машина, за которую еще не выплачен кредит, лежит в кювете. Свое вины Михаил и не отрицает. Но на то оно и КАСКО, чтобы покрывать расходы на ремонт, в том числе и в таких случаях. Ущерб насчитали на 120 тысяч.
"Поначалу страховая: Да, да. Все хорошо. Но когда увидели суммы на ремонт, сказали: Что ты от нас хочешь? Виноват - разбирайся сам", - говорит Михаил Тетенькин.
Два месяца Михаил ходил в страховую, как на работу, доказывал, что имеет право на компенсацию. Когда приехал в очередной раз, увидел закрытую дверь: кировский офис компании закрылся, с претензиями отправляли в Москву. В итоге Михаил оплатил ремонт сам - машина была нужна срочно, а сил судиться уже не осталось. В разбирательства со страховщиком банк не вмешивался, тем более что по типовым договорам компенсацию в случае аварии получал владелец авто.
"Стандартная ситуация такова. Если мы говорим об ущербе, то страховое возмещение выплачивается непосредственно владельцу. Если мы говорим об угоне транспортного средства, то обычно выплачивается непосредственно в кредитную организацию", - поясняет представитель страховой компании Дмитрий Титиев.
В любом случае, в банк нужно предоставить стандартный набор документов: акт об административном правонарушении, или же копию протокола, если по факту аварии идет разбирательство.
КАСКО - дело добровольное подчас только на бумаге. Принцип такой: нет полиса - нет кредита. Выбор страховщиков тоже ограничен. Как правило, банки предлагают свои компании. Хотя по закону клиент имеет право обратиться к любому страховщику. Впрочем, Михаил все условия банка принял, за это ставку предлагали меньше. Еще дешевле выходило, если вдобавок застраховать жизнь. Сейчас такие предложения особенно актуальны - ставки с начала года выросли примерно на 2%.
"Так сложилось, что автокредитованием на рынке часто занимаются иностранные банки. А они из-за нестабильности на мировом рынке испытывают серьезные проблемы с ликвидностью. Им зачастую приходится повышать ставки, чтобы оставаться на плаву", - отмечает юрист Владимир Комсолев.
Проценты растут и у российских банков - причины разные. В том числе, завершение госпрограммы по субсидированию займов на покупку отечественных машин. Впрочем, у некоторых кредитных организаций и сейчас есть спецпредложения для клиентов.
"Сейчас начало Нового Года. И автомобили на складах 2011 года, которые нужно реализовывать. Поэтому дилеры готовы делать на них скидку. Или делать с банками какие-то интересные кредитные программы, предусматривающие минимальный взнос или предусматривающие компенсацию части процентной ставки", - говорит заместитель директора департамента банка Виктор Хребет.
Кстати, сейчас банки снова начали выдавать кредиты без первоначального взноса. Но в таких случаях на снисхождение по ставке лучше не рассчитывать. Платить приходится около 18% годовых. Другое дело, если сразу внести треть, а то и половину от стоимости автомобиля: ставку могут уменьшить вдвое.
Непостоянные клиенты. Операторы сотовой связи отмечают, что никогда раньше абоненты им так часто не изменяли. Раз в 27 месяцев - вот нынешний среднемировой показатель. Но большая разница, каким тарифным планом пользуется человек. Если это авансовая система, когда деньги списываются по мере предоставления услуг, и полтора года в одной компании рекорд. Ведь по такому принципу чаще проводятся различные акции - несколько льготных месяцев и вот уже у конкурентов более выгодные предложения. А вот те, кто платит фиксированную сумму оператору, и шесть с половиной лет могут хранить ему верность. Россияне до мировых мерок постоянства не дотягивают. В среднем, абонент пользуется услугами одной сотовой компании 14 месяцев.