Школу звонарей открыли в одной из сибирских исправительных колоний
На свободу с чистой совестью и дипломом звонаря. Одна из исправительных колоний Новосибирской области пошла на любопытный эксперимент и открыла специальные церковно-музыкальные курсы. Заключенные учатся звонить в колокола и, отбыв срок, могут идти работать в храм.
Короткая служба, напутственные слова от батюшки и окропление водой. В небольшом храме, построенном при колонии строгого режима, впервые принимают экзамен. В прошлом году эти заключенные стали студентами "школы звонарей". Теперь им предстоит показать, чему научились.
Сначала - практическая часть экзамена. Алексей Хребтов захотел быть первым. Говорит, так меньше волнуешься. Психолог, осужденный за хранение наркотиков, в звонарном искусстве нашел для себя отдушину в неволе.
"Без музыки тяжело. А это музыкальным инструментом не повернется язык назвать, это то же самое, что иконы называть картинами, но, тем не менее, все равно это музыка в любом случае. Колокольный звон - это искусство", - говорит заключенный Алексей Хребтов.
С инициативой открыть в колонии необычные курсы выступил руководитель отдела тюремных богослужений игумен Владимир. Для слушателей на заводе по заказу местной митрополии сконструировали передвижную звонницу. Однако желающих стать студентами оказалось так много, что пришлось заказывать еще одну - стационарную.
"Я не ожидал, что кто-то вообще изъявит желание принять участие в обучении в этой школе. Школа начала функционировать с сентября 2011 года, и я был очень удивлен, когда подали 34 заявления", - сказал заместитель начальника колонии №18 г. Новосибирска Евгений Горбань.
Правда, пока к экзамену допустили только шесть студентов. Остальные, считает наставник, подошли к делу не слишком ответственно - нужно еще подтянуть и теорию, и практику.
В храме есть своя небольшая библиотека, точнее, книжный уголок. Здесь слушатели курсов звонарей могут в любое время изучать пособия по мастерству колокольного звона. А также взять и посмотреть, а точнее послушать диски, где записаны мелодии разных колокольных звонов.
Труднее всего, говорят выпускники, даются основы музыкальной грамотности и теория колокольного звона. Многие даже ноты ни разу в жизни не видели, а тут надо разучивать мелодии колокольные. Но если есть желание, уверяют, все обязательно получится. Правда, с волнением перед экзаменом тяжеловато справиться.
"Как выразить свои знания, состояние - это самое главное, вот к чему готовились. Так-то все знаем, и практика с сентября. Тем более сказали, что телевидение приедет - скованность у всех была", - говорит заключенный Николай Русин.
Жюри к студентам отнеслось лояльно. Шпаргалки не приветствуются, а вот подсказывать и дополнять друг друга можно. Баллы за это не снижают. От оценочной системы вообще решили отказаться.
"Как оценку можно поставить верующему человеку? Есть ли граница? Нет границы любви, нет границы веры", - говорит игумен Владимир, руководитель отдела по тюремному служению Новосибирской митрополии РПЦ.
С экзаменом все справились успешно. Каждому выпускнику вручили сертификат. Он дает право работать по специальности. С трудоустройством местные батюшки обещают помочь. Андрей Улыбышев, например, скоро выходит на свободу. Ему уже предложили служить в тюремном храме. Те же, кому предстоит провести за решеткой еще не один год, будут наставниками у следующего курса. Заявления о приеме в школу уже написали 10 заключенных.